Найти в Дзене
Хочу поведать миру...

ЭрТе ( ERTE ), а что ещё сказать. 1

Многие знают это имя и всё, что с ним связано, для многих это пустой звук. А между тем, это то, чем Россия и русские могут гордиться в полной мере. Роман Петрович Тыртов один из тех русских, кто стал абсолютно своим на западе, но своей русскости не утратил до конца жизни. Он уехал в Париж, но не потому, что его заел русский тиранический царизм или «совдепия» (или другая причина невозможности жить в России), нет, уехал просто потому, что Париж в 1912 году был сосредоточением расцвета искусства. Ровно поэтому туда приехали испанец Пикассо в 1900, итальянец Модильяни 1906, мексиканец Диего Ривера 1909, американец Хемингуэй 1921, испанец Дали 1926 и т.д., и это только самые знаменитые. И там Роман Тыртов получил то, что необходимо творческой личности – атмосферу, сосредоточие творческих личностей. Именно там он обрёл своё новое, ставшее известным всему миру, имя Эрте (аббревиатура от Роман Тыртов), свой стиль ар-деко, свой почерк. Биографию Эрте пересказывать не буду, кто хочет, найдёт

Многие знают это имя и всё, что с ним связано, для многих это пустой звук. А между тем, это то, чем Россия и русские могут гордиться в полной мере. Роман Петрович Тыртов один из тех русских, кто стал абсолютно своим на западе, но своей русскости не утратил до конца жизни. Он уехал в Париж, но не потому, что его заел русский тиранический царизм или «совдепия» (или другая причина невозможности жить в России), нет, уехал просто потому, что Париж в 1912 году был сосредоточением расцвета искусства. Ровно поэтому туда приехали испанец Пикассо в 1900, итальянец Модильяни 1906, мексиканец Диего Ривера 1909, американец Хемингуэй 1921, испанец Дали 1926 и т.д., и это только самые знаменитые. И там Роман Тыртов получил то, что необходимо творческой личности – атмосферу, сосредоточие творческих личностей. Именно там он обрёл своё новое, ставшее известным всему миру, имя Эрте (аббревиатура от Роман Тыртов), свой стиль ар-деко, свой почерк. Биографию Эрте пересказывать не буду, кто хочет, найдёт на просторах Интернета и краткую, и поподробнее.

Я хочу окунуться в наслаждение рассмотрения работ Эрте, тем более, что делаю это всегда с удовольствием.

Эрте с 1915 года сотрудничал с американским журналом мод Harper’s Bazaar ( медиа-магнат Уильям Херст восклицал: «Чем бы был наш журнал без обложек Эрте?»). Так вот каждая обложка стала просто-таки произведением искусства. Возьмём обложку «Новогодняя елка» 1925 год:

-2

Здесь Русь во всём – рождественская ёлка на красном фоне, ставшая навсегда своей в России, украшения в виде поросёнка (рождественское блюдо), русских подковок, свечей и бус, и, конечно, рождественская звезда на макушке. Немного выбивается слоник, ну, будем считать это данью экзотике и симметрии. Лик русской красавицы в кокошнике, очень схожий с образами на русских иконах, глаза в махровых ресницах. Словом, всё русское-русское.

Следующий эскиз обложки Harper’s Bazaar «Невеста. Серия Воспоминания о двадцатых» 1932 год:

-3

Снова русская красавица, кокошник, ниспадающая тонкими изящными складками вуаль на голубом, будто небесном, фоне. Симметрия и асимметрия одновременно, фирменный приём Эрте. Тонкая ладонь, а там – обручальное кольцо (невеста же), а от кольца – цепочка с замком и снова цепочка к другой, тонко выписанной мужской ладони с обручальным кольцом. Вот так, не сразу заметишь, а здесь буквально сказано: «Скованные одной цепью».

Эскиз шелкографии «Тихий океан» 1986 год:

-4

Прекрасная женщина в богатом одеянии, с орнаментом, с ниспадающими, будто волны, складками. Фигура как будто вознеслась этими складками над тихими ровными штилевыми волнами (Тихий океан). Слева китайская пагода и китайский дракон, справа американские небоскрёбы. Всё это связывается центральной фигурой женщины в ткани с орнаментом, одновременно напоминающем и восточные ткани, и русские узоры в виде церковных маковок. Лицо женщины с ярковыраженными восточными глазами и бровями, но с русским румянцем во всю щёку. На голове кокошник – русский, но задней частью, напоминающий восточного павлина. Снова смешение, эклектика. Возьмите карту мира, Азия и Америка, между ними Тихий океан, а связывает их, тоже находящаяся между, Россия.

Рисунки Эрте можно рассматривать часами и читать как книгу. Попробуйте рассматривать их и прочитывать так, как я. Поделитесь тем, что видите в рисунках Эрте вы.

Буду рада, если вы одарите меня лайком или подпиской.

To Be Continued