Как-то мне в руки, благодаря дочери Галине Королевской, попались в руки слайды из фотоархива семьи художника Алексея Григорьевича Королевского. Мне всегда нравилась его книжная графика и все старые советские книжки с его иллюстрациями, кторые я находила в "Букинисте", старалась покупать себе в коллекцию. А тут еще такие прекрасные атмосферные снимки советского времени из его мастерской и из поездок по разным странам. Посмотрите на них и вы, а о самом художнике расскажет журналист Владимир Романов из "Башинформа".
Алексей Григорьевич Королевский родился 13 сентября 1941 года в Уфе, в семье служащих. В возрасте 13 лет он попал в Государственный музей А.С. Пушкина в Москве. Очарованный картинами старых мастеров, мальчик добился разрешения рисовать в музее. Тогда Алексей и решил стать художником.
В 1963 году он окончил живописно-педагогическое отделение Свердловского художественного училища (ныне Екатеринбургское художественное училище имени И.Д. Шадра). С 1964 года работал в Уфе, трудился художником Башкирского творческо-производственного комбината. С 1970 года он являлся членом Союза художников. С 1976 года состоял в составе правления республиканской организации.
В первый этап своего творчества Алексей Григорьевич очень активно и плодотворно работал в области оформления книг, сотрудничая с Башкнигоиздатом (позже — издательство «Китап»). Художник оформил и проиллюстрировал более 500 книг, каждая из которых превращалась в отдельное художественное творение. Его работы выделялись высочайшим профессионализмом, качеством, глубокой содержательностью и гармонией оформления книги с внутренним содержанием.
Среди блестяще оформленных им книг — «Женщины Башкирии», «Мальчиш-Кибальчиш» Аркадия Гайдара, «Жизнь и смерть» Шандора Петефи, «Северные амуры» Яныбая Хамматова, «Кинзя» Гали Ибрагимова, «Князь Серебряный» Алексея Толстого и многие другие.
Алексей Королевский проявил себя как большой мастер графического искусства, став одним из первых авторов башкирской гравюры. В его творческом наследии — большое количество высокопрофессиональных работ в линогравюре, гравюре на пластике, офортах. Работы художника отличаются органичным сочетанием новаторства и традиционных приемов гравюры, реалистичностью, многоплановостью композиционных решений, монументальностью и динамичностью.
Среди произведений станковой графики выделяются его циклы «Башкортостан — земля моя», «XX век — время испытаний и побед», «Байкало-Амурская магистраль», линогравюра «Уфимский кремль». Широкую известность получили портреты С.Т. Аксакова, Салавата Юлаева, Кинзи Арсланова, Акмуллы, А.И. Хохлова, работы «Ужин на траве», «Будни милиции», «Косарь» и многие другие. Алексей Королевский очень плодотворно работал и в области плаката. Он являлся также автором многих знаков, значков, дипломов и эмблем.ъ
С 1964 года художник активно участвовал во многих республиканских, зональных, региональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставках. Его произведения экспонировались на выставках произведений художников Башкирской АССР в ГДР (Галле, 1975) и Каракалпакской АССР (Нукус, 1976). Персональные выставки Алексея Григорьевича с успехом проходили в Уфе в 1970 и 2001 годах.
За большой вклад в развитие изобразительного искусства Алексей Королевский был удостоен почетных званий «Заслуженный художник Республики Башкортостан» и «Заслуженный художник Российской Федерации».
Несмотря на проблемы со здоровьем, художник работал до последних дней жизни. Он часто публиковался в журнале «Рампа» и других изданиях с критическими и искусствоведческими статьями. Много писал о коллегах-художниках. Его очень уважали за готовность помочь, сердечность и доброе отношение к людям.
«Он одним из немногих в совершенстве владел искусством линогравюры, — говорит академик живописи Сергей Краснов. — Умел работать трепетно и тщательно, основательно погружался в архитектурные детали, особенности одежды, военной формы. Много времени посвящал молодым коллегам. Как член правления очень многое сделал для нашего Союза художников, в который, кстати, именно он буквально за руку привел меня в 1972 году. Несмотря на возраст, он по мере возможности трудился и до последнего старался не выпадать из общественной жизни».
Скончался Алексей Королевский 18 августа 2013 года и похоронен на Лопатинском кладбище Уфы.
Работы художника хранятся в коллекциях Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова, Национального музея Республики Башкортостан, Национального музея Венгрии в Будапеште, частных собраниях в России и за рубежом.
Творческая биография Алексея Королевского отражена в 3-м томе Башкирской энциклопедии, на сайте Союза художников Башкортостана, в справочнике «Художники Советской Башкирии» (1979), многих изданиях по изобразительному искусству.
В память о художнике дом №44/46 по улице Ленина в Уфе, где когда-то располагалась его мастерская, украшен граффити — масштабной копией гравюры Алексея Королевского «Уфа. Монумент Дружбы» работы Олега Кайбышева.
Еще про уфимских художников:
Тамара Нечаева: скульптор и политик
Аллея ArtTerria: что означают эти скульптуры? Часть первая
Аллея ArtTerria: что означают эти скульптуры? Часть вторая