Найти в Дзене
Books vs Movies

Что лучше книга или фильм?

Итак, что лучше? Книга или фильм, снятый по этой книге? Кто-то может сказать, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но в этом случае можно привести несколько возражений.

Во-первых, режиссёры и продюсеры кинокартин, как правило, экранизируют те печатные романы, новеллы, детективы, которые уже имеют популярность в определённых кругах, и в какой-то момент уже стали классическими произведениями. Поэтому прежде чем посмотреть фильм, в любом случае хорошо ознакомится с произведением, по которому был снят этот фильм, хотя бы в качестве сравнения.

Во-вторых, какими не были талантливыми режиссёр и актёры, им всё равно не всегда удаётся передать атмосферу прошлого времени, моду или веяния, потому что есть такое понятие, как погрешность.

Иногда сами режиссёры, для того, чтобы уловить дух или суть прошлого времени, приглашают на съёмки своих картин консультантов или участников определённых событий. Например, во время съёмок фильма «Война и Мир» по одноимённому роману Льва Толстого, режиссёр фильма Сергей Бондарчук привлёк к участию Анну Тимирёву. Это была удивительная женщина, пережившая две мировых войны и несколько революций, давно потерявшая своих любимых близких, среди которых был адмирал Колчак, с которым она состояла в отношениях какое-то время, и в последствии больше половины жизни провела в тюрьмах, в ссылках и лагерях. Конечно, Анна Тимирёва не была участницей событий, описанных в романе Льва Толстого, но в некотором роде режиссёр фильма попытался ухватить суть времени, пригласив для участия в съёмках женщину, которая застала конец той эпохи. Кстати, этот эпизод хорошо отображён в конце кинофильма «Адмирал». Но что делать режиссёрам и постановщикам, если они снимает фильм о поколении, представители которого давно уже ушли «в мир иной»?

Кадр из фильма Сергея Бондарчука "Война и Мир"
Кадр из фильма Сергея Бондарчука "Война и Мир"

Важно признать, что в наше время существует не так много режиссёров, способных хорошо передать суть того или иного времени. Поэтому иногда даже в известных фильмах допускаются серьёзные исторические «киноляпы»

В-третьих, многие режиссёры допускают большую погрешность в вольной трактовке того или иного сюжета. Особенно такая трактовка проглядывается в фильмах на исторические темы. Это видно на примере художественных фильмов по библейским историям, в которых есть очень много расхождений с первоисточником

В-четвёртых, если говорить о современных отечественных фильмах, то они часто грешат некачественным отображением того или иного материала. В этом отношении я соглашусь со словами одного росси йского актёра, который дал хороший ответ на вопрос:

«Россия — не страна кино… Россия — это страна-театр»