Многие из вас уже наверняка пробовали и даже влюбились в уникальный вкус жареного цыпленка, приготовленного в лучших традициях закусочных KFC. Ну или вы наверняка уже видели логотип этой компании с изображением полковника Сандерса и знаменитые красные картонные ведерки. Вдобавок по сети гуляет немало самых разных новостей про эту сеть ресторанов – и хороших, и плохих, и правдивых, и лживых. Впрочем, всегда можно узнать еще что-то новое, и в этой подборке про KFC вас ждут как раз такие подробности, о которых знают далеко не все.
1. В Японии поход в KFC – Рождественская традиция
Возможно, для большинства людей на Западе Рождество больше ассоциируется со снегом, праздничной индейкой и семейными посиделками у камина, а вот в Японии этот день предпочитают отмечать в одной из закусочных KFC. Началась эта традиция с невероятно успешной рекламной кампании сети фастфуда, которая настолько сильно закрепилась в умах японцев, что теперь кафе KFC для них стали неотъемлемой частью Рождества.
Оригинальная рекламная акция в Японии началась с того, что одному местному менеджеру пришла мысль продавать специальные Рождественские наборы. В 1974 году эта инициатива уже распространилась по всей стране, и прославилась она под названием «Kentucky Christmas» (Рождество в Кентукки).
Концепция очень быстро приобрела необыкновенную популярность благодаря своей новизне, ведь прежде в Японии не существовало вообще никаких Рождественских традиций. Менеджер, придумавший эту акцию, очень быстро поднялся по карьерной лестнице до поста президента и генерального директора всей японской сети KFC.
Теперь на Рождество свыше 3 миллионов японских семей становятся в длинные очереди, чтобы заказать себе Рождественского жареного цыпленка «по-кентуккски». Если заказ не был сделан предварительно, желающему получить свою закуску придется простоять в такой очереди несколько часов подряд. Согласно статистике, на Рождество местные рестораны KFC зарабатывают до трети от ежегодной прибыли. Это же целая куча жареных цыплят за один единственный день в году!
2. Основатель компании KFC не полковник
Харланд Дэвид Сандерс родился 9 сентября 1890 года городе Генривилл, штат Индиана. Отец мальчика умер, когда Харланду было всего 5 лет, мать много работала, поэтому с детства он готовил себе сам.
Сандерс служил в армии, но звание полковника Кентукки он получил от губернатора Руби Лаффуна в 1936 году за успешное предпринимательство.
3. Основание бизнеса
Полковник Харланд Сандерс начал свой бизнес в далеком 1930 году. В свое распоряжении он получил автозаправочную станцию фирмы «Shell» на 25-м шоссе США, но бизнесмена интересовал не только топливный бизнес, но и ресторанный. Сразу после приобретения заправочной станции, в подсобном помещении он организовал небольшую столовую с единственным столом. Именно там Харланд начал продавать стейки и деревенскую ветчину автомобилистам.
В 1934 году Сандерс приобрел еще одну заправку. Она была больше, поэтому предпринимателю удалось организовать столовую на 6 столов. Именно тогда в качестве одного из блюд в заведении Сандерса стали подавать блюда из жаренной курицы. В 1937 году был открыт ресторан на 142 места и куплен придорожный мотель, который был переименован в «Двор и кафе Сандерса».
4. Название KFC
Оригинальное название «Kentucky Fried Chicken» (Жареный цыплёнок из Кентукки) было придумано не самим Сандерсом. Во время запуска ресторанов, было популярно блюдо «Южный цыпленок», которое готовилось во фритюре. Чтобы хоть как-то выделить свою продукцию, основатель компании нанял художника-оформителя Дона Андерсона, который и создал бренд «Kentucky Fried Chicken».
В 1990-х мир был захвачен идей здорового образа жизни, поэтому слово «Fried» (русс. жаренный) в названии было явно лишним. Уже в то время сокращенное название KFC активно использовалось 80-ю процентами клиентов сети питания, поэтому в 1991 году они без особых проблем официально взяли на вооружение укороченную аббревиатуру и больше не использовали длинное название.
5. Как Сандерс потерял свою компанию?
Харланд Сандерс владел своей компанией до 1964 года. К тому времени полковник уже потерял интерес к своему бизнесу, более того, компания сильно выросла благодаря франшизам, и 74-летнему бизнесмену было сложно держать все под контролем.
Родственники бизнесмена были против продажи сети ресторанов, да и сам Сандерс в определенный момент сомневался, но тогда один из покупателей пошел на хитрость. Все знали, что Сандерс очень доверял астрологическим прогнозам, поэтому Джек К. Мэсси дождался благоприятного для Харланда прогноза и отправил ему свое предложение, тот сразу согласился. Мэсси был не единственным инвестором, но внес большую часть денег.
В итоге, в 1964 году группа инвесторов приобрела компанию за 2 миллиона долларов. При этом Сандерс получил пожизненную пенсию, функции контроля качества и роль «живого товарного знака».
6. Возвращение Сандерса
В конце 70-х годов талантливый управленец Майкл Майлз из Heublein спас сеть ресторанов. Именно он решил вернуться к истокам компании, провел масштабную ремонтную программу ресторанов и вновь привлек Сандерса к деятельности сети.
Полковник теперь имел роль советника в руководстве сети ресторанов и вел активную рекламную кампанию. Эту роль он выполнял до 1980 года, до самой своей смерти от пневмонии.
7. Связь KFC и Pepsi
В 1983 году табачная компания R. J. Reynolds приобрела сеть KFC за $1,3 млрд. Это было вынужденной мерой, так как в Heublein опасались агрессивного поглощения ресторанного бизнеса со стороны конкурентов.
Несмотря на вложения и новые продукты, сеть ресторанов KFC в 1986 году была продана PepsiCo за балансовую стоимость в 850 миллионов долларов. Руководство PepsiCo отрицало, что совершило покупку ради захвата большого куска рынка прохладительных напитков, но вот немного статистики: до покупки сети, Пепси продавалось только в 1000 из 6500 ресторанов сети KFC, а сразу после сделки, число ресторанов с этим напитком выросло до 1650.
Примечательно, что другие сети быстрого питания напротив, начали отказываться от Пепси в пользу Кока-Колы.
8. Секретный рецепт действительно является тайной
Как известно, рецепт полковника Сандерса из 11 трав и специй является секретом. Сандерс создал две компании для разработки смеси, и ни одна из них никогда не имела доступа к полному рецепту.
В 2016 году «Чикаго Трибьюн» опубликовала историю о том, что племянник Сандерса Джо Ледингтон узнал этот рецепт, найдя его в семейном альбоме. В альбоме хранилось завещание второй жены Сандерса, Клаудии Ледингтон. Предположительно, секретный рецепт был написан на обороте завещания.
Репортёр утверждал, что Ледингтон настаивал, что те 11 трав и специй, которые были написаны на обратной стороне завещания, являются подлинным рецептом. Однако позже он стал отрицать, что делал какие-либо подобные заявления. После этого «Yum Brands», материнская компания KFC, объявила, что оригинальный рецепт находится только у них.
Они выпустили пресс-релиз, в котором говорилось, что на протяжении многих лет многие утверждали, что знают секретный рецепт, но в действительности он был написан от руки Сандерсом в 1940 году и заперт в цифровом сейфе, который находится на глубине 0,6 метра в бетонном хранилище. Хранилище 24 часа в сутки находится под видеонаблюдением и оснащено датчиками движения. Таким образом, по их утверждению, нет абсолютно никакой возможности раскрыть секрет.
9. KFC стала первой западной сетью быстрого питания в Китае
В 1987 году компания «Kentucky Fried Chicken» сделала невероятный скачок, став первой западной сетью, открывшей ресторан в Китае. Спустя 30 лет у неё уже было более 2000 торговых точек по всей стране, и она по-прежнему является самой эффективной сетью быстрого питания в Китае.
План выхода на международный рынок появился в начале 1980-х годов, после успеха в Юго-Восточной Азии ресторанов под торговым названием «Кен Де Джин». В 1987 году KFC открыла свой первый ресторан в столице Китая Пекине.
Наряду с ростом, KFC столкнулась и с рядом проблем, таких как неспособность импортировать достаточное количество картофеля и разгромом заведений сети во время уличных беспорядков в 1999 году.
Однако, наряду с неудачами, KFC может похвастаться и большими успехами. С началом экономического бума 2002 года сеть открыла свой первый ресторан, в котором посетители обслуживаются прямо в автомобилях. Так что в Китае KFC действительно достигла огромных результатов.
10. В Осаке есть KFC с системой «шведский стол»
Это официально. «KFC Japan» открыла в Осаке первый ресторан KFC с системой «шведский стол». Посетителям ресторана дают примерно полтора часа на то, чтобы съесть как можно больше жареной курицы. Среди других популярных блюд в меню присутствуют также паста, колбасы и салаты.
В ресторане более 100 посадочных мест, в том числе скамейки и столы, а также много мест для семей с маленькими, энергичными детьми. Если вам не понравится эстетика этого места, то наверняка понравится запах.
Однако, если вы из западной страны, вы, вероятно, заметите небольшую разницу во вкусе, поскольку рецепт был адаптирован к местным предпочтениям. Тем не менее, вы узнаете классический вкус KFC.
На десерт всё по той же системе «шведского стола» предлагается кофейное желе и мороженое, а если вы немного доплатите при входе, то можете брать по тому же принципу и пиво. Неограниченное количество курицы и неограниченное количество пива – что ещё нужно для счастья?