Что такое пейзаж? Многие ошибочно считают, что пейзаж — это изображение лесов, полей, рощ, озёр. На самом деле, слово «пейзаж» происходит от французского «pays», что в переводе значит «местность». Значит, пейзаж — это произведение, изображающее любую местность, не только природу.
Какую же роль играет пейзажная живопись в искусстве? Зачем художник изображает красоту природы, городов, деревень? Пейзаж выполняет не только декоративную функцию. Произведение передаёт чувства, настроение, эмоциональное состояние живописца. Как самостоятельный жанр, пейзаж выделился сравнительно недавно, но до этого пейзаж играл важную роль в произведениях других жанров, являясь фоном в иконе, в портрете, в историческом и бытовом жанрах.
Считается, что пейзажная живопись зародилась в китайском искусстве, в 7 веке. Но лишь в эпоху Возрождения пейзаж стал самостоятельным оформленным жанром. Стали появляться произведения, наполненные мифическими героями. Эти работы не были достоверными, так как художники составляли пейзаж из отдельных предметов, отложившихся в памяти творца, художники стали всё больше внимания уделять пейзажу. Вскоре жанр развивался ещё больше, появились четыре направления: морской, сельский, архитектурный пейзаж и городской.
Пейзаж, изображающий море, то есть морской пейзаж называют мариной, а художников, пишущих в этом направлении- маринистами.
Архитектурный и городской пейзажи очень схожи, но всё-таки между этими направлениями прослеживается некоторая разница. Цель архитектурного пейзажа заключается в точном изображении реальных зданий, а целью городского пейзажа является не только представления зданий и сооружений, но и изображение будничной жизни города.
Позднее всего появилось понятие о сельском пейзаже. Художники, работающие в этом направлении, изображают загородные виды.
В России как самостоятельный жанр пейзаж сформировался в середине 18 века. Сначала русская пейзажная живопись не была разнообразной, работы художников того времени достаточно схожи. В 19 веке эпоха романтизма принесла свободу пейзажистам. Центральными фигурами этой эпохи стали Сильвестр Феодосиевич Щедрин, Максим Никифорович Воробьев, Иван Константинович Айвазовский и Аркадия Александровича Рылова.
В начале 19 века пейзажная живопись подверглась значительным изменениям. Реформатором стал английский художник Джон Констебль. Этот творец первый изобразил природу такой, какой она была. Он работал на открытом воздухе, рисовал в путешествиях. На родине творения художника не пользовались популярностью, зато очень ценились во Франции. До прихода в жанр импрессионистов важными фигурами в пейзажной живописи являлись художники Жан Франсуа Милле и Уильям Тёрнер, писавшие в совершенно новой манере.
Направление импрессионизма, появившееся в конце 19 века, оказало огромное влияние на пейзажную живопись. Название этого течения происходит от французского «impression», что в переводе означает «впечатление». В своих произведениях импрессионисты передавали зрителям свои первые впечатления от увиденного. Они писали светлыми, чистыми и яркими цветами прямо на природе, а их любимым жанром был пейзаж. Важнейшими фигурами этого течения являются Фредерик Базиль, Гюстав Кайботт, Поль Сезанн, Эдгар Дега, Эдуард Мане, Клод Моне, Камиль Писсаро, Пьер Огюст Ренуар.
Следующим шагом в реформе жанра стали постимпрессионисты. Художники этого течения использовали знания предшественников о цветах, композиции, перспективе.
Двадцатый век считается расцветом европейского искусства. Пейзаж также не избежал изменений и реформ. Появившиеся в конце 19 века направления преобразовали этот жанр. Через пейзаж художники стали передавать свои ощущения, атмосферу, в которой они находятся: тени, солнечные блики, запахи, звуки.
В заключение можно сказать, что пейзаж как жанр в живописи имеет большое значение. Пейзаж является фоном для других жанров, с помощью пейзажа можно узнать место и эпоху событий. Пейзажная живопись повлияла на возникновение новых художественных течений, которые в дальнейшем изменили искусство в целом.