Елена Яковлева — одна из самых известных и разноплановых актрис российского кино. Она знакома телезрителям по множеству ролей: от интердевочки до Бабы-яги. Я решила узнать больше о творческой биографии актрисы.
Детство
Елена родилась в провинциальном городке Новоград-Волынском. Мать Валерия Павловна работала в местном НИИ, а отец Алексей Николаевич был военным. Из-за профессии отца семья часто переезжала, и Елена привыкла постоянно быть в классе новенькой. Помимо уроков, девочке приходилось присматривать за младшим братом и помогать матери в домашних делах.
Елена еще в детстве мечтала стать актрисой. К слову, ее бабушка, крепостная, в свое время играла в хозяйском театре. Возможно, стремление к сцене передалось Яковлевой по наследству. Так или иначе, на выпускном вечере Лена загадала желание – стать актрисой.
После окончания школы в 1978 году Яковлева подала документы в Харьковский институт культуры, но попытка поступить оказалась неудачной. На протяжении 2 лет она работала библиотекарем, картографом и комплектовщицей на местном радиозаводе. Деньги с зарплаты Елена откладывала, чтобы попробовать поступить в столичный ВУЗ.
В 1980 году Яковлева впервые приехала в Москву и с первого раза поступила в ГИТИС. Ее появление на вступительных экзаменах произвело на комиссию неизгладимое впечатление. Абитуриентка рассказывала басню про ворону и лисицу, и в процессе то вставала на стул, то слезала с него, пока не упала с него.
Роли в театре
Окончив вуз, Елена начала играть в театре «Современник». Труппа приняла ее единогласно, что в театральном мире случается редко. Первая роль актрисы в этом театре оказалась курьезной: в спектакле «Дни Турбиных» ей выпало играть девушку, которую по очереди мучают красногвардейцы и белогвардейцы. По режиссерской задумке она кричала без слов, находясь за кулисами. И только через 5 месяцев исправных воплей режиссер спохватился, что можно сделать запись крика.
На сцену театра актриса выходила в образе Гители в постановке Галины Волчек «Двое на качелях», поставленной по одноименному произведению Уильяма Гибсона. После этого — Яковлева играла Наташу в «Трех сестрах» Чехова, начмеда в «Навеки девятнадцатилетних» и Галину в спектакле «Близнец».
В 1986 году Яковлева покинула «Современник» ради театра имени Ермоловой. Как сегодня признается артистка, этот выбор был неверен, потому что в новом театре она не прижилась. Спустя 3 года Елена вернулась на родные подмостки.
После возвращения в «Современник» актриса прослужила там до 2011 года. За это время Яковлевой были сыграны такие яркие роли, как Ольга в пьесе Николая Коляды «Мурлин Мурло», цветочница Элиза Дуллитл из знаменитого «Пигмалиона» Бернарда Шоу, Варя в классической чеховской постановке «Вишневый сад», а также Тамара, главная героиня пронзительной мелодрамы «Пять вечеров».
Но вскоре Елена во второй раз покинула театр. По словам артистки, причиной ухода стало отсутствие новых проектов. Яковлева призналась, что за последние 10 лет службы в «Современнике» она получила только одну яркую новую роль.
Остальные предложения были настолько формальными и незначительными, что она просто не могла на них согласиться, не потеряв чувства собственного достоинства. Последней же каплей, как ни удивительно, стала долгожданная свежая роль. Уже во время репетиций актрису переставили с одной героини на другую. Такое отношение оскорбило заслуженную артистку, и она ушла из театра.
Помимо работы в кино, актриса выходила на театральную сцену в антрепризных постановках агентства «Арт-партнер XXI». Например, в постановке «Бумажный брак», в которой Елена предстала в блистательном трио вместе с Сергеем Маковецким и Даниилом Спиваковским. После ухода из «Современника» Яковлева сыграла в спектакле «Кто боится Вирджинии Вульф?».
Роли в кино
Кинодебютом актрисы стала эксцентричная сказка-мюзикл «Двое под одним зонтом» режиссера Сергея Абрамова. В этой картине партнерами 22-летней Яковлевой стали звезды Иннокентий Смоктуновский и Ивар Калныньш.
Затем появились роли в драме «Плюмбум или Опасная игра», трагифарсе «Время летать» и мелодраме «Два берега». Всенародная известность и рост популярности к артистке пришли с кинолентой «Интердевочка» — нашумевшей на весь Союз экранизацией Петра Тодоровского по повести Владимира Кунина о жизни валютных проституток.
Фильм «Интердевочка» получил множество кинонаград, а сама Яковлева в возрасте 28 лет была удостоена призов Токийского кинофестиваля и фестиваля «Созвездие». Кроме этого, она была признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран», а также получила престижную российскую кинопремию «Ника». Этот проект стал лидером проката 1989 года.
Позже актриса снялась в еще одном фильме Тодоровского. На этот раз Елена предстала в образе Ани Крюковой в послевоенной романтической драме «Анкор, еще анкор!». За эту роль артистка получила вторую «Нику», а также приз кинофестиваля «Созвездие».
После этого сотрудничество Яковлевой и Тодоровского продолжилось картинами «Ретро втроем» и «Какая чудная игра».
Елена хотела сняться в знаменитой драме «Утомленные солнцем» и потом жалела, что режиссер Никита Михалков утвердил на роль Ингеборгу Дапкунайте.
Следующим витком популярности Яковлева обязана роли детектива Насти Каменской в легендарном телесериале «Каменская», снятом по мотивам детективных романов Александры Марининой. Эта детективная теленовелла насчитывала 6 сезонов и все время показа пользовалась неизменной любовью публики. Как теперь вспоминает Яковлева, она с трудом прошла пробы в сериал, так как в ней долгое время все еще видели «Интердевочку», яркое амплуа играло против нее. Третий сезон этого проекта принес артистке премию ТЭФИ в 2004 году.
Из лучших работ в фильмографии Яковлевой телезрители отмечают роль тети Клавы в послевоенной драме «Катя. Военная история» и роль в российской медицинской драме «Склифосовский», где Елена сыграла заведующую отделением хирургии Ирину Алексеевну.
Популярными многосерийными проектами с участием звезды стали сериалы «Курсанты» по повести Петра Тодоровского и «Вспоминай — не вспоминай». Стоит отметить роль Яковлевой в « Найденыше » — фильме о женщине, которая в зрелом возрасте решила стать матерью, и в фильме «Любопытная Варвара» о бывшей учительнице, увлекающейся расследованиями преступлений.
В 2013 году актриса воплотила на экране образ Ванги Гущеровой в биографическом сериале Сергея Борчукова «Вангелия».
Кроме работы в фильмах и сериалах, Яковлева неоднократно появлялась на экране в роли телеведущей. Так, на протяжении 5 лет артистка вела ежедневное телешоу «Чего хочет женщина» поочередно с Кларой Новиковой. А в 2013 году Елена Алексеевна стала лицом ток-шоу «Право на встречу», которое выходило на телеканале «Россия».
В 2016 году фильмографию артистки пополнили киноленты «Экипаж», «Научи меня жить», «Склифосовский. Реанимация». В криминальном сериале «Такая работа» артистка вновь удачно воплотила на экране возрастную роль.
Также в 2016 году вышел автобиографический фильм «Елена Яковлева. Женщина на грани», где перед зрителями приоткрывают тот этап съемок проектов с участием популярной артистки, который остается за кадром.
Гастрольный график актриса успешно совмещает со съемками. В 2017 году она появилась в шестом сезоне «Склифосовского», комедии «Елки новые». В фильме-фэнтези
А вам нравится творчество Елены Яковлевой?