Найти в Дзене
Люденс

Почему Ubisoft - круто?

Попробуем разобраться, действительно ли Ubisoft - та корпорация зла, которой ее рисует среднестатистический геймер.

В последние годы у французской компании репутация крайне спорная. Основные претензии предъявляются к обилию доната, чрезмерной эксплуатации нескольких успешных механик (и чем больше времени проходит с момента этого успеха, тем хуже проходит проверку на прочность), и, конечно, к "конвейеру". Попробуем разобраться, действительно ли Ubisoft - та корпорация зла, которой ее рисует среднестатистический геймер.

Тот простой факт, что игрок, не следящий за новостями индустрии, не сразу поймет, где тут Ассассин, а где - Far Cry, уже говорит о том, что эти серии не стоят на месте.
Тот простой факт, что игрок, не следящий за новостями индустрии, не сразу поймет, где тут Ассассин, а где - Far Cry, уже говорит о том, что эти серии не стоят на месте.

Современная Ubisoft, которую мы знаем, берет свое начало в 2009 году с выходом Assassin's Creed 2. Именно успех второй части флагманской франшизы компании сделала французов таким крупным игроком на рынке. Почему эта игра, а не любая другая?

Здесь крайне важен контекст. Ubisoft до выхода AC2 - это компания, не до конца определившая свою нишу на рынке. Это во многом компания-экспериментатор, относившаяся скорее к числу разработчиков среднего класса, чем к ААА-сегменту. Чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть на релизы компании в нулевые - из серий только Prince of Persia и Tom Clancy's Ghost Recon вместе со Splinter Cell, все остальное - это постоянные поиски собственного прорыва, той игры, которая наконец выбьет французскому издателю место в десятке лидеров рынка. Принц Персии и Сэм Фишер приносили деньги, но не более: нужно было что-то действительно революционное.

Былые флагманы европейского игрового гиганта. Ныне от этих франчайзов практически ничего не осталось, кроме былой любви преданной аудитории, но их след ощущается в играх компании до сих пор.
Былые флагманы европейского игрового гиганта. Ныне от этих франчайзов практически ничего не осталось, кроме былой любви преданной аудитории, но их след ощущается в играх компании до сих пор.

Ставка была сделана на двух играх - Far Cry 2, превращающий линейный (хоть и с элементами песочницы) шутер в полноценный открытый мир с вражескими аванпостами, и Assassin's Creed, масштабнейшая переработка концепции Prince of Persia, где помимо опенворлда ставка сделана на сюжет. Оба проекта Ubisoft планировали сделать долгоиграющими франчайзами, но для этого они должны стать прорывами. И, как известно, первая игра стала в целом провальной, а вторая получила высокие оценки, но все еще была очень спорной и репетативной игрой.

Ситуацию спас Assassin's Creed 2, который, в сущности, объединил наработки AC и Far Cry 2: сюжет и геймплей в открытом мире органически взаимодействуют и дополняют друг друга, очевидно стремление к наполнению игры громадным количеством контента, пусть его качество и не всегда равномерное. Эта формула - тот самый "секретный ингридиент", который французы подмешивают в каждый выпускаемый ими продукт - была новаторской для своего времени, и вся дальнейшая история Ubisoft - это многолетнее оттачивание рецепта успеха до идеала, к которому она приближается медленно, но верно.

Пиком Ubisoft можно считать Far Cry 3 и Assassin's Creed 4, когда формула была отполирована практически до блеска. Последующие проекты в основном не вызывают похожих восторгов, хотя и остаются популярными у игроков. Однако с тех времен прошло уже много лет, и репутация компании оставляет желать лучшего. Хейтить ААА-издателей сегодня модно, и Ubisoft здесь одни из первых в списке. Порой в ненависти со стороны коммьюнити французы опережают даже Electroinc Arts. Но заслуженно ли?

Нынешние флагманы Ubisoft. Far Cry и Assassin's Creed - это главные носители формулы, постоянно развивающиеся под взаимным влиянием.
Нынешние флагманы Ubisoft. Far Cry и Assassin's Creed - это главные носители формулы, постоянно развивающиеся под взаимным влиянием.

Конечно, их игры не лишены проблем современных игр высокобюджетного сегмента - микротранзакций. Безусловно, знаменитая формула подходит не каждому. Многие утомились зачищать аванпосты и открывать очередную гигантскую карту. И естественно, что огромную армию фанатов Ассассина не устраивает кризис идентичности, который переживает серия.

Но можем ли мы ставить "юбиков" в один ряд с ЕА и Activision Blizzard за жадность? Наносит ли их деятельность такой же ущерб индустрии?

И да, и нет. Да - по причинам, обозначенным выше. В этом плане претензии игроков вполне обоснованы. Нет - потому что, в отличие от конкурентов, Ubisoft не стагнирует, выпуская одни и те же игры каждый год без каких-либо существенных изменений (если вы думаете, что это так - проверьте инфу, ибо игры выходят с перерывами и всегда переосмысляются, единственный случай, когда это было не так - Far Cry 4, и свои ошибки компания учла). Ей не свойственно паразитирование на своем "добром имени" и "богатом наследии". В то же время она не мечется из стороны в сторону, понимая свои сильные стороны и доводя уже удачные идеи до совершенства.

Чтобы понять, почему игры от французов, несмотря на весь окружающий их ореол "конвейерности" и сомнительную репутацию, достаточно просто в них поиграть. Да, многие люди презрительно относятся к ним, даже не опробовав.

Эти игры создают сильное ощущение свободы. Будучи напичканными множеством механик, гаджетов, самых разных геймплейных элементов, они предоставляют нам пространство для своеобразного творчества, приправляя его симуляцией, создающей уникальные ситуации - в отдельных проектах, например, в Far Cry 5 (пожалуй, главное достижение издателя за последние годы), разнообразные события происходят фактически на каждом шагу. Конечно, такой геймдзиайн не подразумевает одолевания всего контента за один присест, он предназначен для порционной игры "вдолгую". При таком темпе прохождения тайтлы Ubisoft работают лучше всего.

Одна из главных претензий к играм компании - перегруженность контентом. Ныне французы борются с этим, размещая точки интереса на большем расстоянии друг от друга и создавая тем самым иллюзию меньшего количества активностей.
Одна из главных претензий к играм компании - перегруженность контентом. Ныне французы борются с этим, размещая точки интереса на большем расстоянии друг от друга и создавая тем самым иллюзию меньшего количества активностей.

Зарабатывая колоссальные суммы на своих играх, французы вкладываются по полной в их сиквелы, экспериментируя с нововведениями в работу своей формулы - попутно выводя на новый уровень технологическое совершенство и постановку. Успешные идеи перекочевывают (минуя обязательные доработки) в последующие игры и становятся частью формулы, а неудачные - отбрасываются. Каждая игра компании - не только дорогущий проект ААА-уровня, но и полигон для обкатки новых идей, от успеха которых зависит развитие формулы в будущем. В мире, где крупнейшие издатели боятся любых провалов и ошибок, а потому дико скупы на инновации, это достойно похвалы.

Аддиктивность, органичный геймдизайн, состоящий из взаимосвязанных элементов, прогрессия персонажа и игрока - проекты Ubisoft, в первую очередь, конечно, флагманские Far Cry и Assassin's Creed, работают с психологией и редко допускают ошибки на этом поприще. Этим произведениям не обязательно быть гениальными, чтобы увлекать на десятки и сотни часов. Формула и без того прекрасно справляется.

Как вы относитесь к играм Ubisoft? Буду рад, если поделитесь в комментариях.