Найти тему
Гильбо ФК

Как изучают психоанализ в ШЭЛ?

Читать Фрейда, особенно ранние работы, довольно сложно: предмет изучения был для публики новым, странным и даже запретным, поэтому Фрейд излагает свои идеи, подкрадываясь издалека, иносказательно, путано и сложно. К тому же, как я понял, его взгляды со временем менялись.
Юнг и Адлер имели свои точки зрения и, используя терминологию Фрейда, вкладывали в нее несколько иной смысл, что также затрудняет изучение. В связи с этим у меня возникли следующие вопросы.

1) Скажите, как изучается психоанализ в ШЭЛ? Используются ли какие-то квалифицированные и при этом легкочитаемые конспекты, желательно Вашего авторства? Доступны ли они непрофессионалам? Ведь прочитать работы Фрейда, Юнга, Адлера, Фромма сложно хотя бы в силу вышеизложенной специфики (если даже не упоминать о сложности самого предмета).
Понравились материалы про психоанализ Вашего авторства, выложенные на сайте. Есть ли у Вас еще работы на эту тему?

2) Как я понял, говоря об основе жизни как о 3 взаимосвязанных инстинктах власти, сексуальности и самосохранения, Вы используете некий синтез основных положений Фрейда, Юнга и Адлера. Это Ваше умозаключение или это наработки более поздних представителей психоанализа?

3) Что Вы можете посоветовать для изучения психоанализа, какие работы, кроме произведений его классиков? Тем более что кроме определенной путаности, о которой я писал выше, что-то в их трудах позже было признано ошибочным: например, Вы упоминали, что инстинкт смерти более поздними исследованиями признан несуществующим.

И технический вопрос: предусматривает ли Ваш рассылочный сервис получение рассылки не в html, а в txt виде? Хотелось бы перейти на txt.

Большое спасибо.

PS не публикуйте мой емэйл.

Имя: Евгений

1 Основы психоанализа изучаются в первом курсе – “Элементы психологии”. Но углубление все же идет через лекции Фрейда. Именно продираясь через его сложные построения постепенно и вырабатываешь практическое понимание проблематики, которые популярные изложения могут лишь подготовить.

В дальнейшем в курсе идут модернизированные концепции, восходящие к психоанализу. В дидактике есть много работ классиков психоанализа, позволяющих углубить его познание во всех направлениях.

2 Разумеется, весь хороший современный психоанализ восходит скорее к Адлеру, чем к Фрейду. Фрейд – первооткрыватель, Адлер – систематизатор. Я по взглядам скорее адлерианец и ницшеанец, чем фрейдист. Хотя без Фрейда понять ни того, ни другого невозможно. Поэтому в курсе ШЭЛ все начинается со знакомства с фрейдизмом. После Фрейда можно изучать любые более эффективные гуманитарные технологии. Без Фрейда – нельзя. Фрейд остается необходимой ступенью понимания мира, сколь бы далеко ни ушла наука вперед после него.

3 Написать хороший учебник психоанализа невозможно. Все его систематизации оказываются выхолощенными. Как говорил Гете, сущее не делится на разум без остатка. Только работы Фрейда позволяют ощутить этот “остаток”. После этого уже можно систематизировать. Но без этого систематизации и популяризации не имеют смысла.

В качестве введения в психоанализ рекомендую роман американского психоаналитика Ирвина Ялома “Когда Ницше плакал”. После лекций Фрейда он – первая достаточно успешна попытка описать круг идей и проблем психоаналитической практики.

14 июл, 2016

Подпишитесь на Телеграмм каналы eugenegilbo shel_gilbo leaderkit