Найти тему
Mantropology 🏆

Как быть успешным импрессионистом в СССР: творческий феномен Юрия Пименова

Все привыкли считать, что буквально все советское искусство 30-40-х годов служило политической пропаганде. С какой-то стороны Юрия Пименова тоже можно назвать просоветским художником. Однако его творчество в понятие соцреализм никак не укладывается. Напротив, Пименов был натуральным советским импрессионистом.

Используя приемы импрессионизма, художник создавал работы, которые были понятны и получили широкое признание. Они всегда наполнены живым светом, движением и теплыми красками. До сих пор эти картины завораживают, как поклонников современного искусства, так и сторонников академического реализма.

В 1920-е годы Пименов входил в общество художников-станковистов (ОСТ). ОСТовцы стремились находиться на острие современности. Таким им видился изобразительный язык немецкого экспрессионизма, который подразумевал очень резкие художественные приемы. В тот период Пименов написал одну из своих самых драматичных картин «Инвалиды войны».

 Ю.И. Пименов, «Инвалиды войны», 1926 год
Ю.И. Пименов, «Инвалиды войны», 1926 год

Однако в 1930-е годы художник обращает свое внимание на город – цветущую Москву и ее молодых, жизнерадостных жителей. Пименов часами гулял по Москве, впитывая в себя атмосферу растущего города.

В 1937 году художник раскрывает пейзаж столицы на своем самом известном холсте, который так и называется – «Новая Москва». Сегодня двадцатиэтажным домом уже никого не удивишь, но в те годы первые большие стройки производят впечатление. Это были годы, когда Охотный ряд перестал быть похож на рынок, а оброс прекрасными белыми зданиями, которые не вызывали у горожан ничего, кроме гордости. Картина просто прекрасно справляется с тем, чтобы погрузить зрителя в эту атмосферу социальной утопии.

 Ю.И. Пименов, «Новая Москва», 1937 год
Ю.И. Пименов, «Новая Москва», 1937 год

При этом некоторые современники эту картину не признали. Дробный импрессионистский мазок приводил некоторых искусствоведов в гнев. Использовать стиль Ренуара или Дега для описания советской реальности многим казалось просто неприлично. Однако это не помешало «Новой Москве» стать признанным шедевром 30-х годов.

Начало Великой Отечественной войны напрямую отразилось на творчестве Пименова. Целую серию работ он посвятил труженикам тыла, а в 1944 году вернулся к композиции «Новой Москвы» с новым взглядом и написал картину «Фронтовая дорога». На этот раз зритель помещен в автомобиль, который едет по городу, разрушенному врагом.

 Ю.И. Пименов, «Фронтовая дорога», 1944 год
Ю.И. Пименов, «Фронтовая дорога», 1944 год

С тех пор эти два полотна воспринимаются в связке как символы довоенного процветания и масштабного разрушения.

В 1960 году Юрий Пименов вновь возвращается к теме «Новой Москвы». На этот раз его завораживают хрущевские новостройки. Эта картина не так знаменита, как первые две. Долгое время о ее существовании вовсе не было известно, а местонахождение полотна до сих пор не установлено. Однако она как-будто замыкает эту серию и вновь предлагает современнику взглянуть в светлое будущее из-за плеча безымянной автомобилистки.

 Ю.И. Пименов, «Новая Москва», 1960 год
Ю.И. Пименов, «Новая Москва», 1960 год

Интересно, что в 1975 году Пименов снова предложил нам взглянуть на большой, процветающий, утопический город. Однако на этот раз пред нами предстает уже далеко не Москва.

 Ю.И. Пименов, «Токийское окно»
Ю.И. Пименов, «Токийское окно»

Вам нравятся его картины?