«Настоящий детектив»
HBO, 2014 — настоящее время
Мистическое, тревожное и атмосферное шоу, где действие происходит в разных временных пластах, а южная готика мешается с бытописанием семейных неурядиц и психодрамой, самим своим названием будто перечеркивала все предыдущие, «ненастоящие» детективы.
Одержимый своим и чужим прошлым и продирающийся сквозь материю памяти, будто через топкое луизианское болото, запойный бывший коп и фаталист Раст Коул в исполнении Мэтью Макконахи стал если не мемом, то одним из культурных героев десятилетия.
Создатель сериала Ник Пиццолато адаптировал датское «Убийство» для Fox и пропитался нуаром, как дымом чужих сигарет, но сделал совершенно оригинальное шоу все с тем же посылом: вещи не то, чем кажутся, и любая почва сочится злом — пока на его пути не встает фанатик поиска истины, пусть и постоянно сбивающийся с пути. Два последующих сезона антологии так и не смогли переплюнуть выдающийся первый.
«Охотник за разумом»
Netflix, 2017−2019
На похожем материале — нераскрытых серийных убийствах из прошлого — Дэвид Финчер сделал два равновеликих сезона, где атмосфера нуара как раз дело десятое. Главное — безнадежная попытка детектива-идеалиста Холдена Форда постичь саму природу зла, роясь в психотравмах и перекореженных мозгах серийных убийц.
Впрочем, в 1977 году, когда начинается действие, понятия «серийный убийца» еще не существует, его вводит в обиход отряд под предводительством Форда, созданный ФБР. Маньяки, чудовища и психопаты — порождение больного подсознания общества, травмированного войнами и катаклизмами, или изъян самой человеческой природы?
Заглядывая, как в бездну, в глаза главным душегубам столетия, включая Чарли Мэнсона и некрофила Эда Кемпера с рекордным коэффициентом интеллекта, Холден находит там лишь пустоту. Его попытки исследовать эту темную материю и понять, откуда берутся демоны, — «Мы пытаемся понять, зачем вы это делаете» — разбиваются о сокрушительный ответ Кемпера: «Я бы и сам хотел это знать».
«Лютер»
BBC, 2010−2019
Английский писатель Нил Кросс придумал инспектора Лютера, опираясь на две детективные традиции сразу. Лютер наделен острым умом и отточенным дедуктивным мышлением, подобно Шерлоку. Но при этом его расследования установлением личности преступника не заканчиваются — он, как лейтенант Коломбо, солирует в «перевернутом детективе», где преступник известен, но не пойман и вокруг него надо медленно кружить, собирая улики. Дедукция плюс интуиция — так это работает. Наряду с неистовым красавцем Лютером, роль которого пришлась, как влитая, Идрису Эльбе — бывшему Стрингеру Беллу из Прослушки', сериал подарил нам лучшую антигероиню десятилетия, гениальную, как Мориарти, — Элис Морган (Рут Уилсон). Их любовно-ожесточенное противостояние с Лютером затянулось почти на целое десятилетие.
«Преступник»
Уникальный детективный проект из четырех альманахов. Действие каждого происходит в комнате для допросов, где ищейки из четырех стран пытаются вывести на чистую воду самых разных преступников, в вине которых уверены: «расколоть» их — дело сложнейшей техники.
В заходном британском эпизоде (создатель сериала англичанин Джим Филд Смит) мы видим Дэвида Теннанта по ту сторону расследования — в роли чопорного британского джентльмена, подозреваемого в убийстве падчерицы. Во французских эпизодах расследование крутится вокруг убийств во имя любви и ревности. У испанцев допросы похожи на гротескные сцены из фильмов Альмодовара. А у немцев это блестящие эпизоды с инспектором из бывшей ГДР, ради правды готового подмять закон, которому противостоит серийная убийца.
Это охота на того, кто виновен: все преступники похожи на загнанных в угол огрызающихся зверей, хоть и демонстрируют всю гамму человеческих чувств, от спокойствия и безразличия до превосходства. И все копы несчастны по‑своему — их виртуозность в своем ремесле дорого им стоит.
Эти захватывающие камерные интеллектуальные и психологические поединки стоят десятка обычных детективных шоу «с последующим разоблачением».
«Шерлок»
BBC One, 2010−2017
Пример «Уайтчепела» говорит о том, что сработавшиеся на съемках «Доктора Кто» сценаристы Марк Гэттисс и Стивен Моффат вовсе не были первыми, кому пришло в голову поместить викторианского героя в наше высокотехнологичное время. Только в отличие от авторов «Уайтчепела» они не стали осторожничать, сохраняя неизменными детали викторианского детектива, и лихо переписали первоисточник, зарядив его небывалым драйвом.
Безупречный британский джентльмен превратился в эксцентричного сыщика с айфоном, «высокоактивного социопата», гениальность которого была производной от его психического склада. Этот новый Шерлок действовал, как супергерой из комикса, в полуфантастической реальности, где давно освоились Гэттис и Моффат.
Противостоял ему такой же неотразимый суперзлодей, а заземляли эту битву двух психопатов с реальностью уютные мещане Ватсон и Лестрейд — этот бешеный интеллектуальный коктейль стал в итоге главным детективным шоу десятилетия.