Никто не будет спорить с тем, что Владимир Алексеевич Толоконников очень «сильный» актер. Он отыграл более 70 ролей в кино, однако по удивительной причине большинству из нас запомнился именно ролью Шарикова в культовом фильме «Собачье сердце».
Именно этот образ запустил карьеру актера, подарив всенародную любовь и пропуск в большое кино. Однако мало кто знает, что образ Шарикова дал и массу негативных вещей.
Владимир Алексеевич родился в Алма-Ате, выступая в местных драматических кружках. Сложно поверить, но мужчина мог никогда не стать актером и причиной тому оказалась довольно специфичная внешность. После приезда в столицу Толоконников пробовал поступить в Московские вузы. Приемная комиссия открыто заявляла о его таланте и «неправильной» внешности, утверждая, что именно она не позволит построить актерскую карьеру.
Несмотря на отказы в поступлении, Владимир верил в собственные силы и не утратил надежды стать актером. После армии он предпринял четвертую попытку поступления, которая ожидаема закончилась провалом. На протяжении года он работал в Театре юного зрителя, после чего наконец смог устроиться в Ярославское театральное училище, по окончанию которого некоторое время трудился на родине, а после перешел в Академический театр имени Лермонтова. Именно ему гениальный актер отдал свои лучшие годы.
Если театральная карьера в принципе складывалась удачно, то вот с кинематографом было гораздо сложнее. Впервые на больших экранах Владимир Алексеевич появился в фильме «Последний переход». После была короткометражка и картина «Балкон», где ему досталась роль милиционера. Тогда Толоконникову было 45 лет и казалось, что дорога в кинематограф закрыта.
Все изменилось с появлением режиссера Владимира Бортко, который занимался экранизацией повести Михаила Булгакова. Ему потребовался необычный актер: с низким лбом, смешными ушами и большим ртом. Он надеялся найти актера, который своими чертами лица будет напоминать животное. Вскоре Бортко попалась фотография малоизвестного актера из Алма-Аты. Первые пробы прошли удачно — режиссер не сомневался, что нашел подходящую кандидатуру, которой зрители обязательно поверят.
Правда худсовет активно продвигал кандидатуру Николая Караченцова. Бортко прекрасно понимал, что классический герой-любовник будет недостаточно хорош в образе Шарикова. Режиссеру был нужен «пес-алкоголик» и Толоконников прекрасно сочетался с его видением. Все закончилось скандалом, после которого руководителям пришлось уступить.
Думаю, можно не говорить о том, насколько сильно «Собачье сердце» понравилось зрителям. Давайте лучше посмотрим на последствия, ведь помимо народной славы Толоконников заполучил массу проблем.
Он настолько ассоциировался с экранным Полиграфом Полиграфовичем, что многие начали видеть в актере такого же грубоватого и наглого человека. Они видели только образ, часто не отдавая себе отчета в том, что Владимир Алексеевич в реальности был полной противоположностью Шарикова. Родной сын описывал его как тактичного, интеллигентного и невероятно доброго человека.
Тем временем Шариков продолжал доставлять неприятностей — превратив актера в заложника образа, роль словно отпугивала режиссеров. Они, как и зрители видели в нем только Шарикова, долгое время предлагая лишь второстепенные или эпизодические роли.
Журналисты не обращали внимание за прочие заслуги Владимира Алексеевича, постоянно расспрашивая о Шарикове. Даже обыкновенные люди называли его Полиграфом, а не Владимиром.
Разумеется, это несколько угнетало актера и мешало идти по карьерной лестнице, однако он никогда не жаловался. Больше того, он благодарил судьбу за подаренный шанс. В одном из интервью Владимир Алексеевич признался — пока люди будут смотреть и помнить «Собачье сердце», «я буду жив!».