Найти тему
Философия для жизни

А вы смогли бы?

Вы можете себе представить, что в 25 лет вас приглашают оформить фресками парадные комнаты папского дворца в Риме?

А его пригласили. Его имя — Рафаэль Санти, гениальный художник эпохи Высокого Возрождения.

Рафаэль Санти. Автопортрет
Рафаэль Санти. Автопортрет

Задача была не из легких. Оформление должно было отвечать девизу «Vero, Bene, Bello», что означает «Истина, Добро, Красота». Это предполагало, что художник не только блестяще владеет своим мастерством, но ему также не чужд и философский взгляд на мир. И Рафаэль блестяще справился с поставленной задачей.

Фреска «Философские беседы», получившая впоследствии название «Афинская школа», стала одним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Ренессанса.

На ней представлен своеобразный Храм ученых. Под величественными сводами этого храма, полного воздуха и света, Рафаэль собирает некое идеальное братство древних философов, чьи идеи вдохновляли художников эпохи Возрождения. Здесь изображены мыслители прошлого, которые жили в разное время и в разных местах и физически никак не могли встречаться друг с другом. Но любители мудрости объединены общей целью: все они, каждый по-своему, ищут истину. Так складывается великая симфония человеческого познания. А познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится…

Рафаэль Санти. Афинская школа
Рафаэль Санти. Афинская школа

Вот мы видим Пифагора с табличкой в руках, на которой начертаны математические формулы. С их помощью он стремился описать музыкальную гармонию, что должно было стать ключом к познанию гармонии мира. Кстати, другой древнегреческий философ — Платон — использовал эти формулы для расчета гармонических пропорций души, и эта идея подробно изложена им в трактате «Тимей», с которым он и изображен на фреске. А ему Рафаэль придал черты своего гениального современника Леонардо да Винчи. И получается, что в одном образе встретились два гения.

Среди «действующих лиц» фрески можно отыскать и основателя стоицизма Зенона. Цель этики Зенона — наметить путь достижения высоконравственного общества посредством самосовершенствования каждой личности.

Здесь можно отыскать Диогена, Парменида, Александра Македонского…

Леонардо да Винчи утверждал, что живопись является философией. А для Рафаэля живопись была философией красоты и гармонии.

И так в «Афинской школе» сложилась и зазвучала великая симфония человеческого познания.

Ведь познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится.

Галина Боровская