В конце XIX века автомобили все еще были большой диковинкой. Невозможно было представить, чтобы император появился перед войсками на чем-то, кроме лошади. Однако уже через 10-15 лет русский императорский двор был оснащен лучшими машинами своего времени. Давайте осмотрим, что это были за аппараты.
Первый опыт взаимодействия с автомобилем у Николая II был не самым удачным. Последний министр императорского двора барон Владимир Фредерикс, который обеспечивал транспортом императорскую семью, дважды пытался продемонстрировать царю свой паровой экипаж марки Serpollet и оба раза аппарат выходил из строя.
Первый автомобиль появился при дворе в 1904 году благодаря князю Владимиру Николаевичу Орлову, который предоставил в распоряжение царя свой Delaunay-Belleville. С тех пор Николай II стал ежедневно совершать на нем поездки.
Свита больше не могла поспевать за царем на лошадях, так что вскоре для нее были приобретены четыре автомобиля фирмы Меrсеdеs. Для их содержания стали строить помещения в Царском Селе и в Зимнем Дворце. Управлять гаражом назначили все того же князя Орлова. С этого стартовала история Собственного Его Императорского Величества гаража.
К 1917 году в царском автопарке было уже 56 машин. Для сравнения, у президента США тогда было всего 10 машин. Однако в парк Николая входили не только роскошные авто, но и машины для охраны и хозяйственного обеспечения. Каждый год на пополнение автопарка тратилось до 100 000 рублей, что по тем временам было очень много.
Лучшими машинами гаража были Мегсеdes, Renault и Peugeot. Но самыми роскошными были Delaunay-Belleville. В 1909 году эта французская фирма изготовила 4 автомобиля специально для царя. Они носили имя Delaunay-Belleville 70 S.M.T. Аббревиатура в конце значила «Sa Majesti le Tsar» – «Его Величество Царь».
Эксклюзивные машины обладали сложной пневматической системой, которая позволяла заводить мотор, не выходя из кабины, почти бесшумно трогаться с места и проехать до ста метров на одном только сжатом воздухе. В отличии от простых моделей, Delaunay-Belleville 70 S.M.T. была отделана под золото, салон был обтянут лакированной кожей, а двери украшали царские гербы.
Другим необычным экспонатом царского гаража был маленький двухместный автомобиль Bebe Peugeot, который был подарен цесаревичу Алексею. Несмотря на скромную мощность, легкий автомобиль мог разгоняться до 60-ти километров в час. Однако ездить так быстро наследнику было запрещено, ведь из-за гемофилии любая травма была для мальчика смертельно опасной. Поэтому цесаревич катался только по парку и исключительно на первой передаче.
Автомобильные поездки царской семьи поставили новые задачи перед службой безопасности. Царь предпочитал открытые лимузины, и никакого бронирования у его машин не было. Случалось, что узнав членов царской семьи, толпа обступала их автомобиль на улице, и выбраться из окружения бывало непросто.
Именно с того времени на улицах начали останавливать движение, чтобы дать дорогу царскому кортежу. В специальной инструкции оговаривалось, что «слишком ранняя остановка движения не должна допускаться во избежание скопления экипажей и публики».
Также Николай II был первым русским правителем, на чьих автомобилях использовались спецсигналы. Спереди автомобиля стояла большая фара-прожектор, а также привычные сегодня сирены и разные звуковые сигналы.
Личным водителем Николая II был молодой водитель Адольф Кегресс. Доверие к нему было настолько велико, что во время поездок ему было разрешено носить револьвер.
Интересно, что Кегресс проявил себя еще и как находчивый механик и конструктор. По его проекту был создан первый в мире полугусеничный автомобиль. Впоследствии снегоход Кегресса был успешно испытан и производился на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе. Несколько таких машин даже отправились на фронт во время Первой мировой.
Сам Николай тоже смог испытать снегоход и написал в своем дневнике: «...проезжали по разным оврагам, спустились с горы, ехали прямо полями и болотами вдоль Гатчинского шоссе и вернулись через Баболово. Нигде не застряли, несмотря на глубокий снег, и вернулись домой в 4 часа очень довольные необычной прогулкой».
Естественно, после 1917 года Собственный Его Императорского Величества гараж прекратил свое существование. Потом он станет гаражом для первых советских руководителей, а затем превратится в Гараж особого назначения ФСО. Многие экземпляры техники хранятся там до сих пор и периодически появляются на выставках.