Продолжение. Первая часть - тут
1. Квон Так Хинг.
Если бы передо мной стояла задача составить список актеров, оказавших наибольшее влияние на становление жанра фильмов о боевых искусствах, то я бы обязательно поставил имя Квон Так Хинга на одно из ведущих мест в этом списке. Квон Так Хинг, оставаясь практически неизвестным за пределами Юго-Восточной Азии, является культовым актером у себя на родине, во многом опережая популярность мастеров жанра, таких, как Брюс Ли или Джеки Чан. И это при том, что популярность к Квон Так Хингу пришла задолго до появления «Большого босса» Брюса Ли, и задолго до популярности фильмов Shaw Brothers .
Квон Так Хинг родился в 1905 году в бедной семье в Гуанчжоу, а в 13 лет переехал в Сингапур, где начал учиться в школе китайской оперы, а уже в 16 стал принимать участие в постановках оперной труппы. Параллельно Хинг усердно занимается боевыми искусствами, осваивая целый ряд стилей под руководством наставников китайской оперной школы Чен Хсин-Пея и Сунг Пака. Среди стилей, которыми занимался Хинг, был и стиль хунгар, что в свое время сослужит ему немалую службу в кинокарьере.
В кино Хинг пришел в начале 30-х годов, при этом первой лентой, в которой сыграл Хинг, стал фильм 1935 года «Поющие любовники» , который стал вторым в истории звуковым фильмом на кантонском диалекте. Разумеется, ни о каких боевых искусствах там и речи не шло, тем не менее, старт был дан и к началу 1941 года Хинг снялся примерно в десятке лент. Во время войны Хинг на время оставил кино и вместе с остальными участниками оперной труппы занимался агитационной деятельностью, направленную на борьбу с японскими захватчиками.
Вскоре после окончания войны Хинг вернулся в кино. В 1949 году режиссер Ву Панг приглашает Квон Так Хинга на главную роль в фильм «История Вон Фей Хунга» , посвященный Вон Фей Хунгу, легендарному мастеру боевых искусств и борцу за независимость, основоположнике стиля ушу «хунгар» . Именно внешнее сходство Квон Так Хинга с Вон Фей Хунгом, а также тот факт, что Хинг практиковал стиль хунгар, и сыграло решающую роль в выборе актера на главную роль. В фильме «История Вон Фей Хунга », помимо Квон Так Хинга, сыграли также Ши Кьен, известный многими по роли Хана в фильме «Выход дракона» с Брюсом Ли, а также актриса Ли Лан, ставшая победительницей первого в истории конкурса красоты «Мисс Гонконг», который прошел в 1946 году. Фильм стал довольно успешным, сделав Квон Так Хинга и Ши Кьена довольно популярными. Но заслуга этого фильма не в этом, а в том, что это был, по сути, один из первых фильмов в азиатском кинематографе, в котором был показан именно рукопашный бой, а не схватка на мечах. Конечно, современному зрителю боевые сцены в этом фильме покажутся очень устаревшими и в чем-то даже банальными, но нужно сделать поправку на то, что самого понятия «постановка боевых сцен» как такового тогда еще не было и в помине – все поединки были, по сути, чистой импровизацией актеров. Тем не менее, именно этот фильм называют родоначальником жанра фильмов о боевых искусствах.
За первым фильмом последовали и другие, среди которых «История Вон Фей Хунга, часть 2» 1950 года, «Завершение истории Вон Фей Хунга» 1951 года, «Подлинная история Вон Фей Хунга» 1955 года и многие-многие другие ленты. Всего за период с 1949 по 1969 годы было снято около 60 (!) фильмов о Вон Фей Хунге, но в начале 70-х Хинг уходит из кино, решив посвятить себя преподаванию боевых искусств. Кроме того, Хинг открывает в Гонконге серию аптек, а также основывает собственную фармацевтическую компанию « Kwan Tak Hing Chinese Drugs Manufacturing Company », которая, кстати, существует и по сей день. Тем не менее, в 1979 году Саммо Хунг приглашает Хинга сняться в своем новом фильме «Великолепный мясник» , где Хинг снова играет Вон Фей Хунга, а Саммо Хунг играет роль его ученика. За этой лентой последовали и другие – «Великолепный удар ногой» режиссера Дэниэла Лау, «Дредноут» Юэня Ву Пинга, в котором главную роль сыграл Юэнь Бьяо. В 80-е Хинг снимается уже очень редко, из последних фильмов стоит отметить комедийный боевик «Безумная миссия 4» , в котором, кстати, он снова пересекся с актером Ши Кьеном, с которым когда-то вместе начинали сниматься в фильмах о Вон Фей Хунге.
Квон Так Хинг скончался в 1996 году в возрасте 91 года, оставшись в памяти потомков не менее легендарной личностью, чем сыгранный им Вон Фей Хунг.
2. Ло Лье.
Говоря о фильмах жанра боевых искусств, нельзя не упомянуть имя Ло Лье. Начав свою кинокарьеру в начале 60-х годов в качестве «одного из актеров новой волны студии Shaw Brothers», в начале 70-х Ло Лье стал одним из самых харизматичных и запоминающихся актеров-«кинозлодеев», не уступая, а в чем-то даже превосходя именитых мастеров жанра, таких как Боло Йенг или Хван Чжон Ри.
Ло Лье родился в 1939 году в Индонезии, в детстве вместе с родителями переехал в Гонконг, а боевыми искусствами начал заниматься довольно-таки поздно, в 1962 году, тем не менее, это не помешало ему в том же 1962 году устроиться на работу в кинокомпанию Shaw Brothers , где первоначально Лье работал в качестве статиста и актера массовки. В 1965 году Лье сыграл свою первую крупную роль в фильме «Храм красного лотоса» , где главную роль исполнил популярный в то время актер Джимми Ванг Ю, а в 1968 году Лье исполнил главную роль в фильме «Золотая ласточка» , где он снова пересекся с Джимми Ванг Ю. В 1969 году Ло Лье сыграл главную роль в фильме «Непобедимый кулак» , а в 1970 в фильме «Пять братьев» с Чэн ПэйПэй и Чангом Йи. Примечательно, но во всех этих лентах, снятых в популярном в то время жанре «уся», Ло Лье играл положительного героя, но уже в 1970 году Джимми Ванг Ю приглашает Лье на роль главного антагониста в свой фильм «Китайский боксер» . И несмотря на то, что в 1972 году Лье снялся в главной роли в знаковой ленте «Пять пальцев смерти» , с которой и началась, по сути, популярность фильмов о боевых искусствах (фильм стал хитом № 1 в США), все равно, даже в этой картине образ Лье сложно назвать «однозначно положительным» - немалая харизма в сочетании с, порой пугающей, жестокостью, которую герой проявляет по отношению к своим противникам, во многом предопределили дальнейшее направление карьеры Ло Лье.
К середине 70-х Лье продолжает работать как с Чангом Че на студии Shaw Brothers , так и на стороне. Из работ того периода особенно хочется отметить мистическую дилогию «Черная магия», 1975 и 1976 годов соответственно, вестерн «Незнакомец и стрелок» , снятый в 1974 году совместно с кинематографистами из США, в котором вместе с Ло Лье снимался известный актер Ли Ван Клиф. Но уже в 1977 году Лье снимается в двух фильмах жанра «Брюсплотейшн» - лентах «Возвращение Брюса» с Брюсом Ле в главной роли, а также «Кулак ярости 2» с Брюсом Лаем в главной роли, неканоническом продолжении фильма «Кулак ярости» с Брюсом Ли. В обоих лентах Лье играет главного антагониста. Роль же неуязвимого белобрового монаха Пай Мея в фильме Лиу Чиа Лянга «Палачи из Шаолиня» 1977 года и лента «Кунг-фу бешеной обезьяны» 1978 года стали поистине знаковыми для Лье. Особенно интересной стала роль в фильме «Кунг-фу бешеной обезьяны» - именно в этой ленте, в образе предприимчивого авантюриста, Ло Лье полностью раскрывается именно как актер. А в ленте «Клан Белого Лотоса» Ло Лье возвращается к привычному образу белобрового монаха, поставив жирный крест на положительных ролях в кино, с одной стороны, а с другой, именно эти ленты сформировали привычный нам образ «кинозлодея» в гонконгском кино.
В середине-конце 80-х на излете эры классических фильмов о кунг-фу Лье отходит от главных ролей, снимаясь в основном в небольших ролях, кстати, не всегда отрицательных – так, Ло Лье отметился в трех фильмах с Джеки Чаном – ленте «Драконы навсегда» 1988 года, «Крестный отец из Кантона» 1989 года и «Полицейская история 3» 1993 года.
2 ноября 2002 года Ло Лье умирает от сердечного приступа, оставшись в памяти потомков как один из самых харизматичных актеров старой школы.
3. Чен Куан Тай.
Возрастающая популярность фильмов о боевых искусствах в конце 60-х годов прошлого века резко ужесточила требования к ведущим актерам соответствующего жанра. В самом начале 60-х основная доля популярности приходилась на фильмы, основной упор в которых делался на фехтовальные поединки с использованием холодного оружия, соответственно, владение боевыми искусствами для исполнителей главных ролей было не ключевым требованием. Но, к 1970-му году, на волне популярности лент с рукопашными поединками, в которых делался серьезный упор на постановку и хореографию боевых сцен, владение боевыми искусствами для актеров было уже необходимостью. Одним из самых популярных актеров «новой волны» был Чен Куан Тай. И дело не в наличии каких-то особенных актерских качеств, а в том, что Чен Куан Тай был (и остается, дай бог ему здоровья) настоящим матером кунг-фу, в отличие от того же Джимми Ванг Ю и многих других.
Чен Куан Тай родился в 1945 году, с детства начал заниматься кунг-фу, а по окончании школы устроился на работу пожарным. Впрочем, о кунг-фу не забывал, и в 1969 году выиграл чемпионат по боевым искусствам, который проходил в Гонконге. На молодого, подающего надежды, парня не могли не обратить внимание кинематографисты, и уже в 1969 году Чен сыграл небольшую роль в фильме «Возмещение» режиссера Ку Чунга.
В том же, 1969 году, режиссер Чанг Че заключает с Чен Куан Таем контракт на съемку сразу в нескольких фильмах, таким образом, Чен Куан Тай отметился в небольших ролях в фильме «Китайский боксер» 1970 года с Джимми Ванг Ю в главной роли, ленте «Дуэль» 1971 года с Ти Лунгом и Дэвидом Чиангом и ряде других. Впрочем, контракт с Чангом Че не помешал Чену работать и на стороне – так, Чен Куан Тай отметился в небольшой роли в многосерийном фильме о Вон Фей Хунге (серии «Вон Фей Хунг против огненной армии» ) 1970 года режиссера Ло Чи, ленте «Погоня» 1971 года режиссера Вонг Чин Лама с Джеймсом Тьеном и Марией Йи в главных ролях и других.
Настоящий прорыв произошел в 1972 году, когда на экраны вышел фильм «Боксер из Шантунга» . Чанг Че решил сделать ставку на Чен Куан Тае и доверил молодому актеру главную роль. Фильм имел оглушительный успех, и принес Чен Куан Таю заслуженную популярность и признание. Фильм отличает очень сильная постановка боевых сцен, и пусть она совсем немного не дотягивала по своей филигранности до уровня вышедшей в том же году ленты «Кулак ярости» с Брюсом Ли, тем не менее, лента с Чен Куан Таем компенсировала этот «недочет» серьезным преимуществом в плане жестокости и натурализма поединков. И не удивительно, т.к. одним из постановщиков боевых сцен в фильме стал Лиу Чиа Лянг, а среди актеров, исполняющих ведущие роли, отметились такие, далеко не последние актеры того времени, как Дэвид Чианг и Ку Фенг.
Тем не менее, основной упор Чанг Че делал именно на фильмы в жанре «уся», соответственно, большая часть фильмов тех лет, в которых появлялся Чен Куан Тай, относятся именно к этому жанру – ленты «Речные заводи» и «Кровные братья» 1973 года, «Герои вдвоем» 1974 года, в котором одну из своих первых главных ролей исполнил Александр Фу Шенг. Тем не менее, наиболее интересными, с моей точки зрения, фильмами были ленты, стоящие за пределами жанра «уся», ибо именно в них Чен смог не только раскрыться как актер, но и примерить на себя образы, отличные от уже ставшего классическим образа «положительного героя, непримиримого борца со злом». Так, в 1972 году Чен снялся в главной роли в ленте «Человек из железа» , где герой Чена – по сути, антигерой, преступник, бросающий вызов триаде. В том де году выходит лента «Четыре всадника» , в котором Чен играет солдата, волею обстоятельств оказавшегося втянутым в контрабанду наркотиков. В этой ленте напарниками Чена были такие актеры, как Дэвид Чианг, Ти Лунг и Ясуаки Курата.
Параллельно работе в проектах Чанга Че, Чен Куан Тай работает и другими режиссерами, в частности, с Лиу Чиа Лянгом – ленты «Вызов мастеров» 1976 года «Палачи из Шаолиня» 1977 года стали настоящим украшением жанра, последний же фильм стал одной из первых серьезных успехов молодого актера Гордона Лиу, положив начало популярности фильмам о боевых искусствах Шаолиня. А в 1977 году Чен Куан Тай пробует свои силы в качестве режиссера, сняв фильм «Железная обезьяна» , при этом первый блин не вышел комом и фильм ожидал серьезный успех, главным образом из-за поединков, в которых Чен Куан Тай демонстрирует виртуозное владение стилем обезьяны.
Разумеется, в фильмографии Чен Куан Тая есть не только положительные роли, и не только роли антигероев – в 1978 году Чен снимается в фильме Чанга Че «Мстители-калеки» , в котором образ главного героя постепенно эволюционирует от положительного до злодея, готового пойти на что угодно ради достижения собственных целей. А в 1984 году Чен снимается в ленте «Опиум и мастер кунг-фу» , в котором играет роли антагониста, жестокого мастера кунг-фу, бросающего вызов главному герою, учителю Ти Чао-Сану, страдающему от серьезной наркотической зависимости, которого, в свою очередь, сыграл Ти Лунг.
В 1985 году, после закрытия Shaw Brothers и заката эры классических фильмов о кунг-фу Чен Куан Тай отходит от главных ролей, уступая место молодым, «наступающим на пятки» актерам, таким, как Майкл Вонг, Тони Люн Чиу Вэй, Энди Лау и другим. Из наиболее заметных появлений Чена тех лет можно отметить одну из главных ролей в боевике Джона Ву «Просто герои» 1986 года, драме «Беспамятство» Чоу Юэня 1990 года и других. А из последних, наиболее интересных фильмов, в которых появился Чен Куан Тай, можно отметить драму режиссера Су Хао Фенга «Мастер» 2015 года.