Найти тему
Деньги на Мерче

Как не нарушить авторское право - пошаговая инструкция проверки дизайна.

Оглавление

Друзья, мы рассмотрели почти все аспекты "мерчевого" бизнеса, но остался самый важный вопрос: как работать легально с точки зрения соблюдения авторского права? Почему важно не использовать контент (изображения, слоганы), которые защищены торговой маркой?

В странах Запада в целом и в США в частности существует работающая система по защите интеллектуальной собственности, которая основывается на действующих законах. Причем практика применения очень простая: правообладателю не обязательно идти в суд, чтобы доказать что-то, достаточно лишь уведомить площадку о нарушении авторских прав, предоставив соответствующий патент. Это касается как физических товаров, так и цифровых. После такого обращения площадка (маркетплейс) обязаны удалить контент/товар из своего ассортимента. И они удаляют, без лишних разговоров. Дополнительно, например, Amazon применяет автоматическую систему проверки текстов (тайтл, бренд, буллиты), а также выборочно "ручную" проверку листингов в целом. У начинающих продавцов проверяется все "в ручную" (с этим связана долгая публикация новых дизайнов).

Вы должны понимать, что используя даже "безобидную картинку" или смешной слоган, которые защищены Торговой Маркой вы нарушаете закон. Это ничем не отличается от кражи автомобиля, телефона или другой собственности. Всегда держите это в уме и не пытайтесь обмануть систему. Работайте честно.

Какие могут быть последствия если вы решили "рискнуть":

1. Если в названии или логотипе магазина (Redbubble, Etsy, TeePublic и прочих) есть торговая марка, то ваш магазин закроют, без права открыть повторно. Причем произойдет это очень быстро. Оспорить практически невозможно - из личного опыта!

2. Если в дизайне футболок или в тексте листинга использован контент, защищенный торговой маркой, то его удалят с площадки. Это может произойти сразу после публикации, а может через год, но это произойдет. Наберете нескольких таких удалений (реджектов) ваш аккаунт забанят навсегда без возможности открыть на ваше имя новый. Теперь подумайте о том, что вы "раскачали" свой магазин, хорошо зарабатываете и "тут такое".

Теперь обратная сторона медали:

1. Если вы зарегистрировали свой дизайн/слоган/логотип как торговую марку, то никто не имеет права ее использовать. И это работает!

2. Ваш дизайн/слоган/логотип, не защищенный торговой маркой, в наглую украли! Не спешите расстраиваться! Если вы напишите вору, то он скорее всего удалит дизайн из своего магазина. Потому что прекрасно знает, что украл и не будет рисковать. У меня очень много таких примеров на Etsy.

Ну и еще немного (да, я зануда;)): в мерчевом бизнесе океан ниш без ТМ, вы всегда можете найти классные темы и хорошо заработать.

Что необходимо проверять?

Вы проверяете слоган, который будет на вашем дизайне, ключевые слова и фразы, используемые в ваших: тайтле, брэнде, буллитах, тэгах.

Если речь о магазине на TeePublic, Redbubble, Etsy, то дополнительно вы должны проверить название вашего магазина перед его созданием.

Учтите, если в процессе поиска ключевых слов, вы встретили слоганы и фразы у конкурентов это не отменяет необходимость вашей проверки их. Не ленитесь и проверяйте досконально весь текстовый контент, который вы планируете использовать.

Как проверять?

1. Используйте www.uspto.gov для США. Это главный американский государственный портал с торговыми марками и патентами.

Порядок действий:

Наведите курсор на "Trademarks" -> в открывшемся окне нажмите на "TESS":

-2

На открывшейся странице нажмите на "Basic word mark search":

-3

Далее отмечаете "Plural and Singular" и "Live", в поисковой строке вставляете запрос, нажимаете "Submit Query":

-4

Для наглядности я использовал то, что точно является ТМ:

-5

Нажимаем на нее:

-6

Давайте остановимся и разберем подробнее:

Вверху мы видим написание ТМ - собственно то, что я искал.

Ниже "Goods and Services" - перечень товаров на которые распространяется данная торговая марка (коды: 035, 100, 101, 102). Футболки имеют код 025, его здесь нет, но, как вы понимаете, он должен быть;) Предлагаю самостоятельно поупражняться и найти его в другой ТМ. Если я нахожу торговую марку и ее нет для футболок (код 025), то я все равно ее не использую,- просто двигаюсь дальше. Причина: на Типаблике, Этси, Редбаббле - куча товаров, не относящихся к одежде (кружки, наклейки, картины и прочее ... около 75 видов) и жаль тратить время, чтобы проверить каждый товар. Тем более дефицита ниш нет.

Ниже указан владелец "Owner" - одна известная компания;)

В самом низу отмечено, что ТМ активна - "LIVE".

Давайте сделаем другой запрос, возьмем наш пример из статьи о поиске ниш на Амазон (статья "Как искать ниши для Merch By Amazon"): "Eat Sleep Anime Repeat":

-7

И получаем:

-8

Чисто!

2. Для анализа в других странах используйте (если будете продавать не только на Американском сегменте MBA):

Великобритания:

https://www.gov.uk/government/organisations/intellectual-property-office

Германия:

https://www.dpma.de/english/

Франция, Италия, Испания:

https://www.tmdn.org/tmview/welcome#/tmview

Япония:

https://www.j-platpat.inpit.go.jp/

Как проверить рисунки на вашем принте?

Большинство принтов для футболок содержат не только текст, но и картинки и иллюстрации. К сожалению, автоматизированной системы для проверки картинок нет. Но есть несколько приемов и правил:

1. Требуйте от дизайнера использовать только сделанные им рисунки. Никакого копирования "один в один". Если вас что-то смущает в процессе "приемки" принта, не стесняйтесь спросить дизайнера об этом. Он должен доказать оригинальность, например, показать предварительные наброски.

2. В работе с дизайнером всегда уточняйте передает ли он вам права на коммерческое использование принта. Например, в Fiverr всегда есть пункт об этом в оффере фрилансера:

-9

3. Просмотрите выдачу в Амазоне по вашей нише на предмет похожих рисунков. Если среди них есть "один в один" с вашим, то требуйте от дизайнера переделать его вариант.

4. Не допускайте использование логотипов известных брендов в ваших принтах. Даже измененных.

5. Не допускайте присутствие на принте шрифтов, героев сериалов, фильмов, мульфильмов (даже силуэтов), логотипов изданий, видеоигр, атрибутики и маскотов спортивных команд, лиг и прочего.

Дисней карает даже тех, кто использует силуэт ушей известного мышонка!

6. Не используйте "один в один" изображения геймпадов, мобильных устройств (например айфона), контроллеров и прочего. Глубоко перерабатывайте их. Если переделать невозможно, то откажитесь от этой ниши.

7. Действуйте аналогично с известным выражением: "НЕ УВЕРЕН - НЕ ПУБЛИКУЙ";)

Какой контент неприемлем для площадок?

На каждой площадке есть свой свод правил, перед началом размещения обязательно прочитайте его. Ниже я приведу некоторые из них:

  • Контент, который пропагандирует, разжигает или прославляет ненависть, насилие, расовую, сексуальную или религиозную нетерпимость или продвигает организации, придерживающиеся таких взглядов.
  • Контент, который графически изображает насилие или жертв насилия.
  • Контент, изображающий детей или персонажей, напоминающих детей, в сексуальной манере.
  • Товары для детей, содержащие материалы для взрослых, ненормативную лексику и/или упоминания сексуального характера.
  • Контент, связанный с человеческими трагедиями и стихийными бедствиями. Например, ковидная тема под запретом.
  • Контент, использующий ненормативную лексику для нападок на группу или отдельного человека.
  • Контент, пропагандирующий незаконную деятельность.
  • Содержание непристойного сексуального характера.

Проходите стороной политические и остро-социальные темы, - не находясь в среде трудно определить что уместно, а что нет.

И дополнительно, что касается Merch By Amazon:

  • Не просите оставить отзыв.
  • Не пишите про благотворительность, даже если вы ее делаете.
  • Не пишите про физические качества продукта (мягкий, удобный, приталенный-свободный, яркий/сочный принт и тд)
  • Не пишите про сервис: быструю доставку, возможность возврата/обмена и прочее.
  • Не используйте детский размер, если принт предполагается для взрослых. Например, все что связано с оружием, ЛГБТ и прочее.

Если площадка предполагает общение с клиентом, например, Etsy, то будьте вежливы и честны в любой ситуации. Подавляющее большинство клиентов классные и позитивные!

Примите все перечисленное выше как "обязательное к исполнению", вроде чистки зубов по утрам.

Будьте креативны и предприимчивы, поверьте, на просторах "мерчевого" бизнеса огромное количество классных ниш. Подавляющее большинство бестселлеров никак не связаны с торговыми марками и сомнительным контентом!

Всем продаж!

Как найти нишу описано в статье "Как искать ниши для Merch By Amazon".

Как заказать дизайн описано "Где и как сделать дизайны для футболок. Как добавить их на Амазон".