Найти тему
Сахалинец Я!

История Холмского порта. Хроника и мысли о нынешнем состояние.

История морского порта Холмск начинается в 1911 году, когда Япония соорудила порт-убежище. С того момента производилось строительство дополнительных причалов и иных построек.

В 1945 году остров Сахалин полностью перешёл под контроль СССР, через год первое названия порта Маока, сменилось на Холмск.

С 1946 по 1948 год в морском порту Холмск начались крупные работы по его механизации. Морской порт был оборудован 9 кранами (в том числе: 4 портальными кранами «Деррик» грузоподъемность 5 тонн, портальным краном «Вашингтон» грузоподъемностью 45 тонн, железнодорожным краном «Браунинг» грузоподъемностью 24 тонны, 2 гусеничными кранами грузоподъемностью 6 и 8 тонн, автомобильным краном грузоподъемностью 3 тонны), транспортерами, электротележками и другими механизмами.

-2

А в 1951 году порту было дозволено принимать и обрабатывать иностранные суда.

-3
-4

В 1973 году были завершены работы по строительству 1-ой очереди паромного комплекса для обслуживания морских железнодорожных паромов типа «Сахалин» на линии, соединившей морской порт Холмск с морским портом Ванино в Хабаровском крае.

-5

В 1986 году была построена 2-я очередь паромной переправы, что позволило значительно сократить простои паромов в ожидании обработки, а также увеличить объемные показатели работы предприятия.

Хочу подметить, что в этот период Холмский порт являлся началом производственной цепочки с Холмским целлюлозно-бумажным заводом.
Это было одно из ведущих предприятий как при японцах, так и в течение всего двадцатого века. Но в две тысячи третьем году завод был обанкрочен и ныне это всего лишь руины.
-6

-7
В порту в районе погрузка-разгрузочной зоны в сторону завода узкоколейная железная дорога. Не удивительно, что вскоре после банкротство завода, сам порт стал умирать. Ведь изначально этот порт принимал сырьё, а после загружал продукцию завода на суда. Простая промышленная цепочка.
И это простое производство позволяло городу расти и развиваться. В пик населения Холмска доходило до пятидесяти восьми тысяч человек. В настоящее время по всему району соберётся двадцать три тысячи.

В 1991 году распался СССР, а уже в 1992 году Холмский порт был приватизирован и образовал ОАО «Холмский морской торговый порт».

-8
А сейчас думаю показать немного экономики, ибо дальнейшее достаточно важно для понимание всей картины с портом.
-9
-10

В 2008 году наступил экономический кризис, что подкосил дела порта. Резко упали грузопотоки, которые являются основой экономики. Руководству акционерного общества пришлось идти на оптимизацию численности штата работников. Это коснулось практически всех категорий работников.

Руководство порта пошло на кардинальные меры по выводу неприбыльных видов экономики в самостоятельные подразделения. Ставку стали делать на более молодое поколение, особенно докеров-механизаторов. С этой целью их направили на обучение дополнительным рабочим профессиям в учебно-курсовой комбинат акционерного общества. Это позволит в дальнейшем более эффективно использовать рабочие кадры в работе, что повысит производительность труда.

Оптимизируя численность работников, руководство порта строго придерживается трудового законодательства и проводит все меры социальной защищённости, прописанные в коллективном договоре.

Надо отметить, что оптимизация работников ОАО «ХМТП» производится по согласованию с профкомом акционерного общества.

И как по мне это был достаточно сильный удар по порту. Но не последний.

Финансовые показатели Холмского морского торгового порта с 2011 по 2018 год.
Финансовые показатели Холмского морского торгового порта с 2011 по 2018 год.

За пять месяцев 2011 года главные морские ворота островной области - Холмский морской торговый порт переработал 117 тысяч тонн различных грузов. Для сравнения, за весь минувший год переработано 115 тысяч тонн груза, в том числе твердого топлива – всего лишь десять тысяч тонн. Таким образом, за пять месяцев порт уже практически выполнил прошлогодние годовые показатели.

Но в 2014 году грузооборот порта упал на 11,5% и составил 347,5 тыс. тонн грузов, сообщил представитель стивидоров.

Это произошло из-за того, что угледобывающая компания "Горняк, добывающая уголь в Невельском районе, в 2013 году получила в аренду причалы и имущество Невельского морпорта и сама стала отгружать свой уголь через этот порт.

Вместо угля стивидор с осени прошлого года начал обрабатывать контейнерные грузы с товарами народного потребления, оборудованием и стройматериалами.

В 2015 ОАО "Холмский морской торговый порт" планировало увеличить грузооборот на 0,7% в сравнении с текущим годом за счет обработки леса и контейнерных грузов. Предполагалось, что грузооборот может составить 350 тыс. тонн.

В 2014 году объемы переработки грузов планировались несколько увеличить за счет получения контейнерных грузов, которые ранее шли только через Корсаковский морской торговый порт (порт на юге Сахалина - ИФ). А также экспортной отгрузки леса, который заготавливается на севере Сахалина, в Китай и Японию.

Но контейнерные перевозки продержались не долго. По словам старшего помощника ТХ Аврора стоявшего на линии Владивосток-Холмск с точки зрения судовладельца к порту предъявлялись следующие претензии:

-Плохое состояние причальной стенки и кранцевой защиты;

-Отсутствие перевалочных площадей из-за чего было ограничение в количестве принимаемых судов и скорости их обработки;

-Отсутствие современных погрузо-разгрузочных средств;

-Слабая логистическая составляющая в получение груза грузополучателя и накопления груза для отправки судна.

-Отсутствия площадей для перевалки контейнеров.

-Поток контейнеров показал устаревания портовой инфраструктуры для обработки данного груза (подъездные пути, выездные пути, нахождения порта в центре города, из-за чего) зависимости подвоза и вывоза контейнеров зависит от плотности транспортного потока в городе.

В дальнейшем прибыль приносила только паромная переправа и трамповые контракты разового характера.

Из этого мы понимаем, что вне производственной цепочки, в которой состоял порт, предприятие не могло найти себе место в новой капиталистической системе. Что происходит и в настоящее время. И как кажется это очень важная проблема многих уцелевших и выживших предприятий по всей нашей стране. Они оказались потеряны. Как звенья цепи, сами по себе мало где они могут пригодится.

В феврале 2017 года забили тревогу. Состоялось совещание с участием министра транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области. Уже к 23 февраля 2017 года предприятие имеет большие задолженности, в том числе и по налогам.

В тот момент стояли следующие два выхода:
1. Собственными силами выходить из сложившегося финансового состояния
2. Искать инвестора, который приобрёл бы порт как единый комплекс.

Но для этого инвестор должен получить контрольный пакет акций. И вот здесь всё зависело от разумности решения акционеров.

Но в марте было ещё одно собрания. Причинной которого было несоблюдение договорённостей, выработанных на предшествующих встречах, по оздоровлению финансово-экономической обстановки в порту.

В течение месяца ХМТП не только не приблизился к намеченным целям, но начал движение в противоположную сторону. Вместо обещанной оптимизации — введены новые единицы, тем самым увеличен фонд заработной платы. Кредиторская заложенность нарастает с каждым днём. Технически и морально устаревшая материальная и транспортная база, крайне неудовлетворительное состояние причального хозяйства не могут позволить коллективу порта получить ту прибыль, которая была прописана в дорожной карте. А значит, говорить о скорой ликвидации огромной финансовой задолженности пока не приходится. И вряд ли придётся, поскольку складывается впечатление, что ни руководство порта, ни совет директоров, ни акционеры не имеют желания следовать разработанному плану выхода из кризиса.

Правительство Сахалинской области, администрация Холмского района высказывают серьёзную озабоченность состоянием дел на объекте транспортной инфраструктуры, имеющем стратегическое значение, так как его банкротство может привести к чрезвычайной ситуации, когда остров окажется отрезанным от регулярного паромного сообщения с материковой частью России. Такая опасность была вполне реальна. По словам Андрея Сухомесова, порт получил предупреждение от ресурсоснабжающих организаций о возможном отключении электроэнергии и водоснабжения в связи с большими долгами. Вполне понятно, к каким серьёзным последствиям это может привести.

15 сентября 2017 года состоялось годовое общее собрание акционеров АО "Холмский морской торговый порт", одной из повесткой которого были избрание нового состава совета директоров и членов ревизионной комиссии.

В апреле 2018 года "Сахалинэнерго" направило в управление Ростехнадзора заявление о привлечении руководства ПАО "Холмский морской торговый порт" к административной ответственности. Причина — нарушение требований законодательства в части обязательств так называемых "неотключаемых" потребителей предоставлять банковские гарантии оплаты потребленных ресурсов. Долг за электро энергию на тот момент составлял 6 миллионов рублей.

26 июня в Холмске состоялось общее годовое собрание акционеров ХМТП с кворумом 63,353%, на котором рассматривались четыре вопроса. Это в первую очередь утверждение годового отчета общества за 2017 год и бухгалтерской отчетности, в том числе отчета о прибылях и убытках. Большинство участников проголосовало "за". Также был утвержден убыток в сумме 46 637 000 рублей.

А на 27 августа было назначено новое собрание, где контрольный пакет акций перешел к нефтегазовой компании "Петросах".

А 31 августа было совершенно ещё одно собрания, одной из повесток которого было досрочное прекращение, полномочий действующего состава, членов совета директоров общества.

Начались работы. Произошла реконструкция причального комплекса, началась с ремонта подъемно-переходного моста, по которому происходит заезд железнодорожных вагонов и автомобилей на суда и их выезд с борта паромов, произвелись дноуглубительные работы. Готовились к реконструкции и восстановлению входных молов в порту.

Но в 2018 году и происходили перебои с электропитанием по причине огромного долга в размере 7,6 миллиона рублей "Сахалинэнерго". С этого начались смутные времена, для торгового порта длящиеся до сегодняшнего дня.

В 2019 году 25 июня в Южно-Сахалинске состоялось очередное заседание Арбитражного суда Сахалинской области, на котором рассматривалось дело по заявлению ФГБУ "Морская спасательная служба" в лице сахалинского филиала о признании ПАО "Холмский морской торговый порт" несостоятельным. Данное заявление было принято к производству 6 февраля.

Суд изучил все материалы дела, выслушал доводы одной и второй сторон, а также представителя Сахалинского УФАС России и определил:

-Отказать во введении наблюдения в отношении ПАО "Холмский морской торговый порт";

-Прекратить производство по делу о несостоятельности (банкротстве) данного предприятия;

-Возвратить ФГБУ "Морская спасательная служба" в лице сахалинского филиала госпошлину в сумме 6 тыс. руб.

Перед наступлением 2020 года в ХМТП резко подняли тарифы , а после заблокировали выезд из порта. Но после вмешательства правительства ситуация стабилизировалась. Только проблемы ушли не все и не навсегда.

— Вопрос был в тарифах на погрузку и выгрузку автомобильных фур, которые раньше составляли три тысячи рублей, а теперь разброс цен идет от 11 900 рублей до 28 000 рублей. Следовательно, порт в очередной раз не выполнил мнимые договоренности с правительством, практически наплевав за них, — отмечает соавтор статьи на сайте Сахком.

На данный момент территория Холмского морского торгового порта находится не в лучшем состояние. Разбитые бетонные плиты мешают движению длинномерного грузового транспорта.

На ХМТП посыпались иски и разбирательства, одно из которых публичное признания порта банкротом.

А в начале мая директор Холмского морского порта был дисквалификации сроком на 6 месяцев. И ещё четыре дела об административных правонарушениях находятся на рассмотрении.

В том же году начались уже события, что застал я.

7 октября 2020 года в Холмском морском торговом порту заблокированы въезд и выезд. Мужчина сопровождавший джип и 44 тонны кран, заплатил пошлину в 130 тысяч рублей, не смог получить пропуск на выезд из порта, из-за неуплаты 21 тысячи рублей фирме СТК. По итогу от джипом перегородил выезд из порта, парализовав деятельность того.

На следующий день нагрянула полиция и начал обыски в управление порта и компании "СТК".

11 октября акционеры порта обвинили в причинах бед порта директора. 12 тарифы в порту были приведены в порядок.

20 октября снова произошёл конфликт в порту. На этот раз с ООО "Трансбункер — Холмск ".

30 октября была попытка инициирования смены совета директоров. Но оно было перенесено на начало 2021 года действующим в то время директором Землянухиным. Который был назначен на данный пост после перехода порта под управления компании "Петросах" . Но 30 ноября в привокзальном кафе было пройдено собрание и утверждён как новый совет директоров, так и новый начальник порта.

С того момента идут разбирательства и борьба за место руководителя порта между Землянухиным и его сменщиком. Но положение порта не изменилось.

В итоге я хочу сказать, что вот прекрасная иллюстрация того, как жадность, незнания своего дела и понимание вещей могут поставить на грань гибели предприятие которое пережило войну, кризис и которое давало людям возможность жить. Спасибо за внимание.

Вот тут можете узнать о моём личном опыте работы в Холмском торговом морском порту на весовой и в погруза-разгрузочном районе