Найти тему

Роберт Фальк. Персональные выставки (1924-1969). ОБЗОР ПО АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ

Юлия Диденко

Номер журнала: №4 2020 (69)

Масштабная выставка произведений Роберта Рафаиловича Фалька в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу - долгожданное и радостное событие для всех ценителей творчества мастера. Она приурочена к 135-летию со дня рождения художника и стала самой представительной за без малого три предшествующих десятилетия. В известной степени по охвату материала ее можно сравнивать с другим значительным музейным показом работ Фалька, состоявшимся в феврале - марте 1993 года в залах Корпуса Бенуа Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге[ 1]. Из московских же ретроспектив художника экспозиции в ГТГ предшествует устроенная в 1966 году грандиозная по тем временам и памятная многим выставка в зале Московской организации Союза художников (МОСХ) на Беговой улице (рассказ о ней ждет читателя впереди).

В 2021 году в залах Третьяковской галереи зрителю будет предоставлена крайне редкая возможность увидеть собранными вместе более 200 произведений художника: более 100 полотен, около 90 графических листов и 10 театрально-декорационных работ. Фальк не мыслил себя без творчества, которому отдал 55 лет жизни; одна из самых первых его работ - небольшой этюд маслом «Девочка» (Третьяковская галерея) - датируется 1903-м, а последними стали портретные зарисовки соседа по больничной палате, выполненные карандашом в год смерти. В экспозиции в хронологическом порядке будут представлены основные этапы творчества художника, что дает возможность последовательного наблюдения за непрерывными поисками, движением и ростом его мастерства.

Р.Р. ФАЛЬК. Обнаженная в кресле. 1922–1923 
Холст, масло. 103,5 × 111,5
© ГТГ
Р.Р. ФАЛЬК. Обнаженная в кресле. 1922–1923 Холст, масло. 103,5 × 111,5 © ГТГ

В творческой эволюции Фалька в той или иной мере нашли отражение практически все направления истории русского искусства первой половины ХХ века: импрессионизм, фовизм, неопримитивизм, сезаннизм, экспрессионизм, «живописный реализм» (определение Фалька). Соответственно этим творческим периодам обозначены разделы выставки: «Начало. 1905-1909», «“Бубновый валет". 1910-1916», «Вокруг “Красной мебели". 1917-1921», «Назад к старым мастерам. 1922-1927», «Парижский период. 1928-1937», «Возвращение в СССР: Крым (1938), Самарканд (1938, 1942-1943)», «Поздний период. 1944-1958». При показе работ каждого из периодов осуществлен параллельный показ живописных полотен и графических листов.

Р.Р. ФАЛЬК. Перед снегом. Софрино. 1945 
Холст, масло. 60 × 72 Частное собрание
Р.Р. ФАЛЬК. Перед снегом. Софрино. 1945 Холст, масло. 60 × 72 Частное собрание

Третьяковская галерея обладает крупной монографической коллекцией работ Р.Р. Фалька, включающей более полутора сотен произведений живописи и графики, из которых демонстрировалось около 60 картин и рисунков. Кроме работ, принадлежащих ГТГ, на выставке будут представлены произведения из собраний четырех московских музеев (Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного Литературного музея, Государственного музея Востока, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина), около 35 произведений Фалька, предоставленных Государственным Русским музеем, около 25 картин из двенадцати региональных музеев России, а также два полотна из Национальной галереи Армении в Ереване. Наряду с музейными вещами в экспозицию были включены работы из частных коллекций Москвы (собрания И.Г. Сановича, В.И. Некрасова, Ю.М. Носова и других), Санкт-Петербурга (собрание В.М. Шустера) и Княжества Лихтенштейн (Sepherot Foundation).

Р.Р. Фальк в год своей первой персональной выставки. 1924 
Фотография Частный архив, Москва
Р.Р. Фальк в год своей первой персональной выставки. 1924 Фотография Частный архив, Москва
Р.Р. ФАЛЬК. Автопортрет в кепке. 1924 
Бумага, графитный карандаш. Местонахождение неизвестно
Р.Р. ФАЛЬК. Автопортрет в кепке. 1924 Бумага, графитный карандаш. Местонахождение неизвестно

Необходимость представительной ретроспективы Фалька назревала не одно десятилетие. Как утверждал в конце 1990-х годов автор двух монографий о художнике Д.В. Сарабьянов, Фальк «давно - еще при жизни - занял место классика в истории искусства XX века. К сегодняшнему дню оно закрепилось за ним окончательно. Но были периоды, когда Фальк оказался “опальным классиком". Он почти не выставлялся в послевоенные годы, хотя углубленно и самоотверженно работал. Через пять лет после смерти имя Фалька стало еще более подозрительным: на выставке “30 лет МОСХа" его картины вызвали гнев партийного и государственного начальства, науськанного руководителями Академии художеств на так называемых формалистов. Борьба вокруг Фалька продолжалась в 60-е годы, когда были устроены две его большие ретроспективные выставки - в Ереване (1965) и в Москве (1966). Охранители незыблемых традиций 30-50-х годов видели в Фальке их разрушителя и всеми силами старались отлучить художника от советского искусства. Но было уже поздно. Вынесенный на одну из самых горячих точек художественной жизни 60-х годов двумя столкнувшимися друг с другом волнами, Фальк оставил неповторимый след на ее поверхности»[2].

Обращаясь к почти вековой истории персональных выставок художника, мы рассмотрим только самые значительные из них, чтобы проследить, как складывалось общественное признание его творчества, как менялся зрительский интерес к его работам. Примечательно, что первая персональная выставка Р.Р. Фалька состоялась именно в Третьяковской галерее без малого столетие тому назад, весной 1924 года. Авторитет Фалька в те годы был очень высоким: активный участник и один из основателей общества художников «Бубновый валет», он был также признанным педагогом, профессором, руководителем мастерской станковой живописи живописного факультета ВХУТЕМАСа. Куратор выставки, старший хранитель отдела новейшей живописи ГТГ В.М. Мидлер[3], ставил целью представить художника «для обозрения почти с исчерпывающей, иногда даже с излишней, полнотой», чтобы иметь «возможность судить и проверить установившееся доныне отношение к творчеству Фалька»[4]. Как отмечал куратор в служебных материалах к выставке: «Считаясь с 20-летним живописным стажем художника Фалька и тем местом, которое он занимает в современной русской живописи, а также с наличием вообще оснований и возможностей для подведения некоторых итогов периода всей плеяды московских живописцев, известных под названием “Бубновый валет", и художника Фалька как одного из его видных представителей, выставка построена по ретроспективному принципу»[5]. Согласно каталогу в залах Третьяковской галереи экспонировались 88 картин и 23 рисунка (карандашом и акварелью). Эти работы представляли в «хронологической и живописно-эволюционной последовательности, год за годом» «в более или менее четких и характерных образцах» двадцатилетний итог работы Фалька: от 1904-го вплоть до марта 1924 года. «Движение линии художника по кругу, начатое в 1904 г. с Союза Русских Художников, того лирико-реалистического периода типа Жуковского, Юона и др., через последующий для него этап русского преломления импрессионизма (Тархов, Грабарь и др.), затем впоследствии с 1911- [19]12 по 1920-[19]21 г. включительно, уклонившись резко вместе с сотоварищами по работе и выставкам к интерпретации “постимпрессионистских" и “кубистических" исканий современного запада и главным образом французов в области формы и цвета, следуя за Ван Гогом, Гогеном, Матиссом к Сезанну и Дерену, в настоящее время круг логически замыкается. Начиная с [19]22-[19]23 гг. мы имеем работы, перекликающиеся с отправной линией движения, но усложненные опытом и культурой, добытыми серьезным, упорным и даже чрезвычайно напряженным трудом. Последнее подчеркивает и характеризует индивидуальный образ художника. Не случайно территориальное сближение на стенах выставки указанных перекликающихся периодов - первого и последнего»[6].

Фрагмент экспозиции персональной выставки Р.Р. Фалька в Третьяковской галерее. Март-апрель 1924 года. Фотография © ГТГ
Фрагмент экспозиции персональной выставки Р.Р. Фалька в Третьяковской галерее. Март-апрель 1924 года. Фотография © ГТГ

В творческой эволюции Фалька в той или иной мере нашли отражение практически все направления истории русского искусства первой половины ХХ века: импрессионизм, фовизм, неопримитивизм, сезаннизм, экспрессионизм, «живописный реализм» (определение Фалька). Соответственно этим творческим периодам обозначены разделы выставки: «Начало. 1905-1909», «“Бубновый валет". 1910-1916», «Вокруг “Красной мебели". 1917-1921», «Назад к старым мастерам. 1922-1927», «Парижский период. 1928-1937», «Возвращение в СССР: Крым (1938), Самарканд (1938, 1942-1943)», «Поздний период. 1944-1958». При показе работ каждого из периодов осуществлен параллельный показ живописных полотен и графических листов.

Читать далее