История наивного солдата Имперской Гвардии, попавший в настоящий ад.
Лично меня всегда привлекали знаменитые личности . Правители, полководцы, писатели, композиторы, космонавты и так далее. Причин много. Они запомнились, тронули за душу, сделали нечто невероятное и на их примерах и поступках можно многому научиться. Это здорово и круто, но вместе с тем я всегда задумываюсь о других личностях – неизвестных.
Они не попадают в историю. О них редко рассказывают, редко пишут, а еще реже вспоминают, потому что они обычные люди.
Но вот вопрос.
Может ли жизнь обычного человека быть интереснее, чем у знаменитого? И если да, то может ли она нас тронуть, запомниться и чему-то научить?
С такими мыслями в голове я начал читать книгу «15 часов» от британского автора Сканлона Митчела.
Тебя забирают в армию, сынок!
На одной аграрной планете жил себе и не знал бед молодой Арвин Ларн. У Ларна все было хорошо: семья была в порядке, ферма выглядела прекрасно, да и cам чувствовал себя здорово.
Только он недавно узнал, что завтра отправиться в армию, которую здесь называют Имперской гвардий. Парню предстоит пройти не только путь молодого бойца, но и через то, о чем он не мог подумать даже в своих худших кошмарах.
Дома хорошо!!
Если говорить о первых впечатления, то Митчел начинает очень здорово!
Вступление пропитано одной идеи – показать, что чувствует раненый боец, оказавшийся один на ничейной земле. Радует не только идея, но и реализация. Ты действительно погружаешься в драму неизвестного солдата, и писатель здорово описывает происходящее. Начало книги я бы назвал жутко увлекательной.
Напрягает только постоянный вопрос солдата: сколько часов я прожил? Понятно, что в книге мы попозже узнаем контекст, но пока что это вызывает недоумение и непонимание происходящего.
Дальше Митчел идет по проторенной дорожке. Знакомит нас с главным героем Ларном, местом, где он живет, с родителями, которые испытывают горе, поскольку сын вряд ли вернется домой. Ничего такого. Ярких идей здесь нет.
Зато писатель неплохо передает чувства человека, который завтра отправиться служить. Ларн, хоть находясь дома всю жизнь, пытается для себя продлить последний оставшийся день дома. К примеру, он, впервые в жизни, обращает внимание на то, как медленно заходит солнце за горизонтом. Как солнце освещает поля вокруг. Сразу понятно, что парню явно не хочется покидать дом.
Как тяжело учиться.
И все же Ларн покидает дом, а Митчел начинает разочаровывать.
Учебка и все что связанно с ней – самая тоскливая часть книги, которая забывается настолько быстро, что появится впечатление, будто вы заболели амнезии. Не интересных ситуаций, не ярких персонажей, не новых идей, даже читается тяжело.
Все что связанно с обучением Ларна, где из него пытаются сделать настоящего бойца, напоминает кастрированную версию «Цельнометаллической оболочки» Стэнли Кубрика, причем в пересказе не самого красноречивого человека, который заколебался его пересказывать десятки раз.
Вот Ларн рассказывает, как ему тяжело приходится в учебке. Да неужели?! А вот Ларн говорит, как он боится местного сержанта. Ой, как интересно! А вот Ларн знакомится с другими курсантами, но даже здесь Митчел никак не увлекает.
Потом писатель вспоминает, что он пишет книгу по вселенной, где вообще-то война не прекращается ни на секунду, сама вселенная мрачнее самой тени, а пафос в ней настолько зашкаливает, что его можно сравнить только со скоростью света. Правильно, Митчел – Warhammer 40000.
И как легко сражаться.
И он начинает радовать. Тут я узнал, что известная поговорка касается не только учебы и практике.
Митчел не только подготовил классный сюжетный поворот, пускай спорно поданный, но и еще вспоминает, что он придумал классное вступление и теперь с огромным и воодушевленным интересом пишет про происходящее. Видимо, Император благословил…..или жена принесла вкусную еду. Неважно.
Считайте: события начинают увлекать, обстоятельства вызывают большой интерес, появляются не только яркие образы, но и занимательные персонажи и прикольные диалоги военных со всеми вытекающими.
Конечно, Ларн начинает воспринимать происходящие события с ним как настоящий ад, пускай без проблем тут выживает. Но для меня, как читателя, это очень занимательный ад.
Параллельно, Митчел начинает рассказывать про других персонажей, которые либо прямо, либо косвенно связанны с тем, что происходит с Ларном и другими сослуживцами.
Журналист, генерал, ребенок и другие. С помощью них, писатель раскрывает разные темы: отвратительную жестокость воины, публикации лживой информации ради блага всех остальных и себя, эгоистичность командующих, важность каждого человека в том или ином большом событий и важность цели и смысла.
Все эти истории людей могут иногда восприниматься как лишние лирические отступления, но их все же интересно читать.
Стоп, это все?
А потом Митчелл внезапно приходит к финалу. Правда, в подвешенном состоянии. Многие сюжетные линии обрывается, конец истории битвы и многих персонажей вы так и не узнайте. Я вот очень хотел узнать, как дела у сержанта Челкара, но так и не узнаю. Жаль, крутой персонаж! Кстати, почему не узнаю?
А все из-за Ларна, названия книги и главной цели писателя – закончить историю главного героя.
Как бы это сказать!? Это одновременно и хорошо и плохо.
Хорошо, потому что Митчел выполнил свою главную задачу – рассказать и продемонстрировать, каково это быть в числе людей с винтовкой в руках, где командующие и другие обстоятельства могут сослужить тебе такую плохую службу, что если ты выживешь, то ты будешь вне себя от счастья. Причем, это касается не только условно выдуманной вселенной, но и на полях Первой и Второй Мировой. Фууууухххх!!! Хорошо, что я не был в числе этих парней.
А плохо, потому что Ларн – скучный тип.
Да, Ларн становиться сильнее, адаптируется и приспосабливается к ужасным условиям и все же находит общий язык с другими сослуживцами, но его характер никак не меняется под чередой обстоятельств. Что вначале он был наивным парнем, что в конце он им и остался. К сожалению, для меня Ларн, во время чтения произведения, воспринимался как бездушная оболочка, благодаря которому я наблюдал за внешним миром, который был мне интересен.
А ведь история неизвестного человека вправду может быть увлекательна не только теми обстоятельствами, которые его окружали, но и его характером. Очень жаль, что у писателя не получилось со вторым. Зато с первым у него вышло как надо!