Вышла я с больничного и сразу, как с корабля на бал попала на педсовет. Иду я на это мероприятие и вспоминаю стихи ныне покойного Евгения Берсенева - знакомого учителя и по совместительству поэта:
...А зарплаты нет как нет.
Что осталось? Педсовет
Длинный, как кишка удава
И занудный, как балет.
Но в этот раз педсовет был даже интересным и оживленным. Завуч напомнила нам, что раньше в школе было три образовательных программы - начального, основного и общего образования. Но со следующего учебного года, сообщила она, будет нововведение - программа воспитания - одна на всю школу.
Смысл программы в том, что дети в школе должны постоянно проявлять инициативу - они сами должны решать, какие проводить мероприятия, и сами же их организовывать! В общем, заниматься самоуправлением. Идея, конечно, шикарная. Что характерно, лет 30 назад она была не просто идеей, а вполне себе реальностью школьной жизни. Наше высокое начальство все эти годы искореняло всякую инициативу бесконечными указами и циркулярами, а теперь опомнилось, однако.
В общем, в школе теперь должны быть и всякие детско-взрослые объединения, и в свободное от уроков время нужно водить детей в походы, на экскурсии, проводить мероприятия по их заказу... Ну просто рай на земле.
Но пока еще, в этом учебном году, дети в школе воспитываются примерно в таком духе:
- Ребята, - говорит учитель, - сейчас выходим все на субботник, надо сфотографироваться и отправить отчет в комитет.
Вообще-то, между нами, на территории школы чисто - дворник убрал еще вчера. Но - неважно. Сфотографировались с лопатами и метлами и зашли в класс. К этому все привыкли - и дети и учителя. И комитет доволен - есть о чем в департамент доложить.
Отдельный разговор - участие в конкурсах и прочих мероприятиях. В норме, что за детей все делают либо родители, либо учителя. Учителя из-за того, что им баллы платят, а родители - либо из честолюбия, либо из жалости к своему чаду - чтобы оно бледнее всех не выглядело.
Думаю, в таких условиях если какой-то ребенок, хоть семи пядей во лбу, сделает что-то сам - вряд ли ему светит победа. Ведь он, как-никак, со взрослыми соревнуется.
Был случай у меня лично. Пришло положение на городскую конференцию, я посмотрела и подумала, что могу со своей внеурочкой по журналистике на эту конференцию выйти. Предложила выступить одному пятикласснику, который более или менее нормально говорить умеет. Он согласился, ну и прекрасно. Другого попросила слайды крутить.
Дальше задача моя - я приготовила презентацию с представлением нашей школьной газеты, все эти введения-заключения, цели-задачи тоже на мне, конечно. Написала текст для выступления и саму работу, сверстала красивую обложку, все распечатала и сброшюровала у завучей - получилось очень прилично.
Конечно, авторы работы - дети, я - руководитель.
Задача детей,напоминаю, состояла только в том, чтобы одному бегло читать текст, а другому - крутить слайды.
В общем, выступили они нормально, и заняли первое место в своей группе даже. Директор наша очень довольна была, хорошей премией меня поощрила - ясно, победа в городском мероприятии поднимает престиж школы и зарплату руководству. А эти мальчишки, которые выступали - они прямо недвусмысленно давали понять, какую ценную услугу они мне оказали. Хотя - грамотами их наградили, и чай с шоколадкой на очередном занятии мы попили.
На внеурочку мои журналисты ходили с удовольствием - у нас школа полного дня, а тут работа в редакции, творческая атмосфера. Можно спорить, высказывать свое мнение... Только вот писать в газету они ничего не хотели - стимула не было. Вообще у некоторых из них даже каналы на Ютубе есть, но чтобы для школы какой-нибудь ролик сделать - нет. Зачем? Так и говорят: "То для себя, а то - для школы".
А если попросишь кого из детей в библиотеке помочь - хоть штампики в учебниках проставить, так кто-нибудь обязательно напомнит: "Вам же за это деньги платят!". Есть, конечно, дети, которые с удовольствием помогают, но есть и такие - все знающие о своих правах и ничего - об обязанностях.
Я не виню детей, они просто плоды этой системы, в которой все построено на лжи. Их приучили, что со всех сторон их ждет опасность (на дороге, дома, в школе - ну просто с ума сойти - как страшно жить), и высовываться - нельзя. Инициатива - наказуема.
Они, бедные, просто не могут уже ничего хотеть, потому что за них хотят там, наверху. Даже за нас, педагогов, и то хотят.
И любой, кому не лень, нам начальник. В этом году, например, мы должны были заполнить какие-то тесты к юбилею МЧС. А у меня синдром отличницы - если взялась, надо делать на совесть. Хотя понимаю, что с этим давно пора завязать, иначе застрянешь неизвестно где. Вопросы теста были очень узкие, касающиеся истории именно МЧС, и, конечно, ни в школе, ни в институте я не учила ничего подобного. Поэтому потратила не менее часа рабочего времени на того, чтобы найти ответы на вопросы. Кто мне объяснит, с какой стати я должна была это делать? Но - если партия сказала надо... учителя всей области не посмели отказать своему начальству. Сколько часов рабочего времени было потрачено впустую?
Кстати, ответы на вопросы по истории МЧС тут же благополучно вылетели из моей головы как ненужное излишество.
Да, всякие отчеты, тесты и анкеты приходят чуть не ежедневно. Я вот сейчас в интернет углубилась и поняла, что некоторые владельцы сайтов платят тем, кто у них регистрируется и комментарии пишет. А мы - рабы работники образования и бесплатно напишем, если начальство заставит. Что оно периодически и делает.
И вот теперь наверху, значит, вспомнили, что надо инициативу снизу развивать. Да, дети должны все придумывать и делать сами, но спросят это с учителей. Хотя, казалось бы, где логика? За детское самоуправление отвечают учителя? Те самые, которые работают в среднем на 2 ставки потому что на ставку будешь минималку получать, плюс работать некому, и даже тем, кому хватило бы минималки, вынуждены работать за двоих, а то и троих. Кроме того, по полдня учителя должны писать всякие отчеты, анализы, составлять диаграммы, регистрироваться на сайтах, участвовать в опросах и т.д.
В конце педсовета завуч спросила:
- Как считаете, мы это потянем или просто отписываться будем?
- Потянули бы, если бы не нагрузка, а так - будем рисовать красивые отчеты - нам не привыкать, - ответили учителя.
А дальше пошли разговоры о том, как здорово было в школе, пока в ней была хоть какая-то свобода...
А вы, дорогие читатели, верите в то, что современные дети могут вылезти из своих смартфонов и планшетов и увидеть, что есть настоящая жизнь - и в школе, и дома?
Если статья понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь.