Коронавирус ударил по многим отраслям, и не в последнюю очередь по авиационной. Согласно экспертам из Международной организации гражданской авиации, из-за пандемии COVID-19 общее число пассажиров в 2020 году упало на 60 процентов.
Один лишь этот факт поставил под вопрос финансовую жизнеспособность отрасли, миллионы рабочих по всему миру оказались под угрозой увольнения. Что делать, когда границы не открываются, а господдержка не спасает? Как насчёт… Продавать всё, что есть на борту самолёта? Да, вы не ослышались, сегодня у нас есть уникальная возможность купить себе пижаму у крупнейшего авиаперевозчика в мире.
Как 2020 год изменил авиацию
Специалисты считают, что коронавирус навсегда изменит гражданскую авиацию. По их словам, восстановление пассажирского трафика произойдёт не раньше 2024 года, однако это не самое страшное. Даже если число перевезённых пассажиров вернётся к показателю 2019 года, сами темпы роста авиационной отрасли уже не сравнять. Хабам пророчат исчезновение — их заменят рейсы «Point-to-Point», т.е. междугородние, без пересадки. Та же участь, возможно, ждёт крупногабаритные самолёты, ведь с наступлением пандемии спрос на дальнемагистральные широкофюзеляжные судна совсем пропал.
Эти неутешительные новости заставили авиакомпании искать альтернативные способы заработка. Пока кассы закрыты, перевозчики решили продавать блюда, которые обычно подают в полёте, брендированные атрибуты вроде полотенец и даже части своих самолётов! Рассмотрим сегодня лоты этого необычного аукциона.
Лот первый: Ценные бумаги
Первое, что начали продавать авиакомпании с наступлением кризиса — это акции. Согласно данным, собранным ведущим поставщиком финансовой информации «Bloomberg», в 2020 году авиакомпании выпустили облигаций на огромную сумму — 88 миллиардов долларов.
Недавно акции всех авиакомпаний упали из-за того, что европейские правительства объявили о новых ограничениях на поездки для борьбы с растущим уровнем заболеваемости COVID-19.
Таким образом, ценные бумаги «Easyjet» упали более чем на 4%, акции «IAG» (International Airlines Group), владельца «Iberia» и «British Airways» тоже подешевели почти на 4%, а «Lufthansa» — примерно на 3%.
Лот второй: Бортовая еда
Популярная ассоциация, связанная с перелётами — питание на борту самолёта.
Однако даже те рейсы, которые сохранились в карантин, в большинстве своём перестали предлагать своим пассажирам еду и закуски из соображений безопасности. Ностальгией по путешествиям воспользовались многие авиакомпании. Кто-то начал продавать вино из бизнес-класса, другие переоборудовали самолёт в ресторан.
Доставка самолётного питания
Некоторые перевозчики после введения карантина решили доставлять любимые путешественниками блюда им домой. Корейская «Jin Air» первой на родине начала продавать готовые тематические обеды. Авиакомпания стала доставлять еду в фирменной зеленой коробке, как на своих рейсах, вместе со столовыми приборами и фиктивным авиабилетом. Скучающим по путешествиям идея пришлась по душе, отчего её быстро подхватили и другие авиакомпании. Канадская «Air North» даже создала собственную службу доставки. Её клиенты могут заказать до 20 замороженных блюд, которые курьеры привезут на следующий день. Сырники из меню, например, обойдутся в $11, но и сама доставка стоит $8.
С появлением таких доставок можно насладиться любимой бортовой едой без утомительной процедуры регистрации багажа и ожидания вызова на посадку.
Единственное — за обедом придётся смотреть в обычное окно, а не в иллюминатор. Хотя находчивые компании решили и эту проблему…
Добро пожаловать на борт… ресторана
Особо смелые перевозчики пошли дальше и решили не ограничиваться доставкой бортовых блюд, а переоборудовали свои самолёты в полноценные рестораны! Яркий пример — «Singapore Airlines».
Осенью 2020 года они переделали аж два своих аэробуса. Изначально планировалась просто двухдневная акция, однако из-за бешеного спроса её решили продлить. Самолёты-рестораны располагаются в аэропорту Чанги, в меню — традиционные блюда «Singapore Airlines», а также несколько позиций от популярного сингапурского шеф-повара.
На борту самолётов сохраняются классы обслуживания — трапеза в экономе обойдётся в $39, а в бизнес-классе придётся заплатить $236. Интересно, что расплатиться за необычный ужин можно не только деньгами, но и накопленными милями. Естественно, в ресторанах соблюдаются все меры предосторожности, отчего самолёт можно заполнять только наполовину.
Первоклассные орешки American Airlines
От карантина пострадали не только сами авиаперевозчики, но и фирмы, которые поставляют им продукты питания и прочие товары. Так компания, которая поставляла «American Airlines» свою первоклассную ореховую смесь в течение 30 лет, в настоящее время страдает от избытка орехов. Обычно компания обжаривала 2,4 миллиона фунтов орехов, большая часть которых приходилась на долю авиакомпаний. Но из-за того, что число рейсов сильно сократилось, а в самолётах сейчас не подают снеки, 70 000 мешков орехов остались не у дел. Теперь компания продаёт ореховый микс напрямую потребителям.
Лот третий: Пижама из бизнес-класса
Авиаперевозчики продают нынче не только продукты питания. С молотка уходит буквально всё: от зубочисток до авиационных запчастей.
«Qantas», например, продает авиационные тележки , заполненные австралийским вином, закусками, любимыми многими пассажирами пижамами и другими памятными товарами. Барные тележки взяты из последнего принадлежащего компании «Boeing 747», который из-за коронавируса был отправлен на пенсию на полгода раньше. Стоит одна раритетная тележка больше тысячи долларов.
Продаёт перевозчик наборы и поменьше, в них — чайные пакетики, печенье, миндаль, крем для рук. Такие презенты обычно выдавали бесплатно пассажирам первого класса, а теперь продают за $25.
Компания не думает останавливаться распродавать «начинку» самолётов, планируется продажа элементов интерьера, таких как подносные столики первого класса.
Лот четвертый: Корпус самолёта
Предметом интерьера для любителей авиации могут стать и лоты покрупнее.
Американская «Delta» выставила запчасти от списанного «Boeing 747» на продажу на «eBay». В зависимости от бюджета, можно стать владельцем любой части самолёта: от сидений до выреза корпуса самолёта. Хотя, кто-то из поклонников «Боинга»-пенсионера уже приобрел его часть с надписью «Прощальный тур». Стоил вырез $15 000.
Есть вещи и подешевле — за $175 можно заказать переключатели системы обогрева из кабины экипажа. А за $25 продаётся оригинальное меню «Delta».
Лот пятый: Брендированная одежда
Осенью 2020 австралийский модельер Мартин Грант выпустил ограниченным тиражом коллекцию повседневной одежды, посвященную столетнему юбилею авиакомпании «Qantas». На создание кашемировых свитеров, толстовок, футболок и эко-сумок дизайнера вдохновили логотипы и стиль авиакомпании, которые вызывают у многих австралийцев теплые воспоминания. Кроме того, одежда коллекции экологична и, по заверениям создателя, очень удобна.
Одежду с духом путешествий и логотипами «Qantas» можно приобрести исключительно в официальном магазине до распродажи.
Лот шестой: Билет в один конец
Конечно, не все самолёты перестали летать. Авиакомпании продолжили продавать билеты, вот только порой это рейсы в один конец, ибо место назначения совпадает с местом отправления. Такие путешествия «в никуда» организовали многие перевозчики, в их числе вышеупомянутые «Qantas». Недавно они собрали группу из 150 австралийцев, которые пролетели через всю страну и вернулись обратно в аэропорт. Живописный рейс длился больше 8 часов, а билеты на него были распроданы в течение всего 10 минут.
Тайваньская авиакомпания «Starlux Airlines» также продавала полёты вдоль побережья Тайваня. Билеты на первый такой рейс, имитирующий путешествие за границу, были раскуплены за каких-то 30 секунд.
Кроме внутренних рейсов, некоторые авиакомпании одалживают свои самолёты другим странам. «Qantas», например, сдает сейчас свой самолёт в аренду компании «Antarctica Flights», которая проводит экскурсии над Антарктидой. Всего запланировано семь рейсов длительностью по 12-14 часов. За место в бизнес-классе придётся выложить $5850.
Итоги аукциона
«Лоты» из этой статьи — далеко не все меры, которые предпринимают сейчас авиакомпании, чтобы выжить. Многие перевозчики сдают свои самолёты в аренду логистическим фирмам, другие передают в субаренду свои опустевшие штаб-квартиры, выпускают проездные на рейсы и даже продают известные произведения искусства из своих галерей. И конечно, каждая компания уже взяла не один кредит. Финансисты пророчат гражданской авиации новые банкротства. Ведь если спрос на билеты со стороны пассажиров является более-менее неиссякаемым ресурсом, то количество активов, которые можно продать или сдать в аренду, ограничено. По словам экспертов, чтобы вывести отрасль из долгов, может потребоваться ни один год.
Несмотря на прогнозы, никто не знает наверняка, что ждёт гражданскую авиацию в будущем. Такие акции и распродажи точно показали одно — люди скучают по авиапутешествиям. Скучают так, что готовы покупать даже зубочистки из самолёта...
А вы бы купили что-то из представленных лотов? Что бы это было? Пишите нам в комментариях!