2020 год был скуп на премьеры. Тем не менее ему было чем приятно нас удивить. Фильм "Глубже" как раз в этом числе. Тот случай, когда получился хороший образец русского массового кино. И, надеюсь, не последний. Давайте разберемся, почему фильм достоин внимания
БУДУТ СПОЙЛЕРЫ!
Сатира или комедия?
Фильм начинается как обычная комедия положений. Неудачливый режиссер Роман Петрович (Александр Паль) после увольнения из Главного театра пытается найти работу. Его прут поганой метлой отовсюду. В момент отчаяния он встречает своего знакомого, предлагающего халтурку. Этой халтуркой являются съемки порнографического фильма. Не видя иного пути, Роман соглашается. Как только герой переступает порог студии, он сразу вносит свои коррективы в работу команды. С актерами он яро репетирует по системе Станиславского, заставляет продумать образ до мельчайших деталей:
-Как мою маму зовут? Нина Антоновна.
-На завтрак...
-Торт.
-Архитектурный стиль?
-Ампир?
-Что у Вас течет?
-Всё течет.
-Всё меняется...
Конечно, на этом поприще Романа Петровича ждет успех. Он получает все более серьезные заказы. На этом все могло бы и закончиться. Но дальше история набирает обороты. В конце концов, на него обращает внимание САМ ПРЕЗИДЕНТ. Романа Петровича убедительно просят поработать с ведущим программы "Правда", чтобы народ верил телевизионщику.
Тут начинают проступать нотки сатиры. Но не едкой и жесткой, а ненавязчивой и тонкой. Тут вам и отжатый мессенджер владельца порнобизнеса. Тут и фраза президента, отражающая всю суть современной политики: "Вот Вы целитесь, стреляете, утка падает. И Вы что думаете, Вы ее убили? Нет. Вы просто спустили курок, пуля просто полетела, а утка просто оказалась на ее траектории. А то при нашей работе не напереживаешься". Тут и узнаваемые образы, например, образ ведущего Владимира - компиляция Владимира Соловьева и Евгения Киселева. Тут и "страсть" к настоящему искусству у политической верхушки.
Но и это не все. И сатира - не самоцель Сегала. Он превращает все в абсурдный фарс. Отсюда появление государственной доктрины в виде глубокого (во всех смыслах) порно. В целях донесения доктрины до общественности Романа Петровича делают худруком Главного театра, где он на первом же прогоне всех раздевает. Вдохновившись этим перфомансом, новоиспеченный руководитель театра готовит порноспектакль. Главную роль в нем сыграет девушка главного героя, которая утрированно неверна (просто спит со всеми). На спектакль с глубоким порно приглашены представители мировой политической верхушки. Героя, отчаянно пытающегося сбежать с собственной премьеры, постоянно ловят на полпути (будто он не в фильме Сегала, а в прозе Кафки). Гротескность и абсурдность происходящего тоже вызывает смех. Но отнюдь не уничижительный и злой...
В каждой доле юмора есть доля драмы.
Вместе с тем в фильме помимо юмора во всех его проявлениях, плавно перетекающего в тонкую сатиру, есть и драматическая составляющая. Здесь ощущается влияние чеховской традиции. Не зря в Главном театре страны ставят пьесы "Мой Чехов" (в исполнении Хачатряна, подсидевшего главного героя), "Наш Чехов" (в исполнении Романа Петровича), а сам герой, преисполненный раскаяния за свою постановку, видит себя в образе писателя, явно недовольного падением режиссера (и одновременно взлетом по карьерной лестнице). Есть и менее очевидные отсылки к творчеству писателя. Например, чеховские диалоги:
-Почему же она мне сразу дала, если такая образованная?
-Вот давайте у нее и спросим... Мы же не умеем быть счастливыми. То, что у нас есть за любовь не принимаем. Живем в постоянном ожидании. Ждем, ждем... Женимся, потом разводимся. Разводимся, потому что нечестно получается... Ждать любви? Вроде бы ее иметь. И при живом человеке продолжать ее ждать...
Это быстрое переключение регистра, это не соответствие сказанного ситуации, это неумение вступать в полноценный диалог - всё в традиции Антона Павловича. Да что греха таить, Роман Петрович - типичный чеховский герой, отсюда и мотив падения духовного и физического (с балкона театра), потому и герой недотепа. Даже само название, имеющее глубокий (не побоюсь этого слова) символизм, поистине чеховское. Драма проявляется в подводном течении (ослабление внешнего (сюжетного) действия и перенесение драматургического конфликта вглубь 😊, в психологический мир персонажей).
Хэппи энд? Бог из машины?
Финал произведения оставляет зрителя в замешательстве. Откуда вдруг появились порноактеры? Как они попали за кулисы? Что стало с главным героем? Он остался со своей музой (Лерой, той самой порноактрисой) или разбился? Был ли этот диалог президента и бывшего работодателя Романа в реальности?
Но так ли важно, правдиво ли увиденное. Герой возвращается к настоящему искусству и настоящей любви. У всесильной власти появляется достойный антагонист. Даже если это все видения героя, у зрителя появляется надежда. А что есть кино? Великий утешитель.
Если вам понравилось, ставьте лайк, подписывайтесь на канал .
Возможно, Вас заинтересуют эти материалы:
Великий итальянский кинематограф. 7 дней - 7 фильмов.
5 старых-добрых рок-хитов, которые вас заворожат.