Практически каждый пишет в своем резюме про “стрессоустойчивость” и “навык работы в быстро меняющихся обстоятельствах”. Однако, на практике мало кто может собраться с силами и работать, когда из-за форс-мажора работать невозможно. В сложном 2020-м году у нас было немало историй, когда приходилось в “пожарном” режиме завершать задачи, начатые до пандемии. Рассказываем, как мы делали свой самый экстремальный production. Прочитав, вы поймете, как можно “вывернуться” и выполнить поставленную задачу без паники и срыва дедлайнов. Спойлер: нужен грамотный расчет и слаженная работа команды.
Задача VS форс-мажор
В начале 2020 года TRIKO и бренд "Моё солнышко"договорились о сотрудничестве. Речь шла о production видеороликов для солнцезащитных продуктов. Буквально через несколько дней после успешного завершения переговоров, всех нас ошарашила новость о “карантинных каникулах”. Мы, как многие в тот момент, решили подождать недельку-другую, ничего страшного же не происходит! Ведь никто не знал, насколько сложной окажется ситуация не только в России, но и во всем мире.
По прошествии 2-3 недель стало ясно: время идет, весна и лето приближаются, а ни мир, ни страна в “норму” не приходит. Как говорится, вечер перестает быть томным, каникулы продлеваются, в Москве вход и выход куда угодно только по пропускам, а гулять можно лишь по определенному графику. Стало ясно: если мы с клиентом ничего не предпримем — контракт будет расторгнут. Осознавая, что многие специалисты и целые отрасли находятся сейчас в такой же ситуации, мы хотели избежать возможного удара по нашему профессионализму и имиджу. Мы как агентство, позиционируем себя как профи в production и гуру креатива. В миссии отражено наше главное правило: мы находим смелые решения для брендов и компаний, которые не открыты другим. Как же мы могли допустить, чтобы форс-мажор доказал обратное?
Команда агентства собралась на брифинг и решила: мы должны свою миссию доказать реальным делом. Раз уж мы “умеем находить неочевидные решения”, значит, пришло время их найти. Мы взялись выполнять задачу, не выходя за пределы ни сроков, ни бюджетов, ни планов.
Как мы искали креативные и процессные решения
Вот что мы сделали — и это важно знать тем, кто хочет делать крутой production, независимо от катаклизмов. Что такое production видео? Это: идея, команда, техника и локация. На момент локдауна у нас было все в порядке с подбором моделей и техникой. А вот процессы, связанные с командой, организацией съемок и конкретной локацией, надо было быстро пересмотреть. Вы, конечно, помните, как обстояло дело с передвижением и открытием городских пространств в марте-апреле 2020 года — и в Москве, и в России. Обдумав все возможные решения, мы выстроили свою работу так:
- Адаптация сценария. То, что ранее было утверждено клиентом, пришлось перекроить. Изначально, сценарий предполагал съемку на свежем воздухе. Ведь понятно, что рекламный ролик для солнцезащитных продуктов должен отражать проблему (солнце) и ее решение (солнцезащитный крем). Поэтому синопсис сценария мы дорабатывали 6-7 раз, адаптируя к реальным условиям. Мы пересмотрели “баланс” элементов ролика: там, где было возможно заменить натурные съемки видео-графикой и анимацией — мы сделали эту замену. Затем мы утвердили изменения с клиентом.
- Поиск локации. Совсем отказаться от съемок было невозможно. Но и найти местечко в “самоизолированной” Москве было непросто. Кроме того, что погода была отнюдь не весенней, все было закрыто. А нам была нужна лужайка или хотя бы “лоскут” газона с живой травой! Выехать на съемки в Сочи — невозможно (авиасообщение не работает), за границу попасть — вообще без шансов. Значит, надо искать местечко в Москве. Команда агентства работала как поисковый отряд: с “рабочими справками” мы по очереди колесили по столице в поиске пейзажей и природной фактуры, обзванивали парки на предмет разрешения съемок в их чертогах, и т.п. В итоге, один из Московских парков пошел нам навстречу и разрешили съемки на своей территории.
- Расписанная последовательность действий. И без того непростой съемочный процесс “утяжеляется” эпидемиологическими требованиями. Нужно держать дистанцию, работать в масках, обеззараживать пространство. Предполагая контроль со стороны муниципальных органов или представителей парка, мы заранее расписали работу на площадке буквально по шагам. В процесс мы интегрировали все моменты, связанные с дистанцией, соблюдением норм обеззараживания — т.е. мы расписали буквально каждый чих, который предстояло делать кому-либо на съемках.
- Оптимизация команды. Число одновременно присутствующих на площадке людей было сокращено. Так же, как и с последовательностью съемок, мы заранее прописали обязанности каждого члена команды. Вместо 10-12 человек (как раньше) мы вынуждены были работать вшестером: режиссер и его помощник, оператор, световик, продюсер и наш креативный директор Илья Калимулин (к тому же, он был куратором всего проекта). Причем каждому пришлось быть многозадачным и работать за нескольких специалистов. В итоге стилист помогала световику выставить экспозицию; продюсер рисовал картинки для ролика на асфальте, помогая оператору. Креативный директор работал доставщиком “еды и кофе” и помогал собрать имидж для актера, играющего роль “папы” (отдав ему на время съемок свою яркую куртку).
- Дробление съемочного процесса на части. Мы разбили процесс на 2 съемочных дня: актеры одного ролика работали в первом, а другого ролика — во втором. Это тоже было предусмотрено заранее и имело целью сократить число людей, одновременно присутствующих на площадке.
Итог production работы
Заранее все предусмотрев и рассчитав, мы “поместились” в 2 съемочных дня. Сами съемки на камеру заняли не более 4 часов. Дальше был студийный монтаж, графика и анимация. Мы выполнили задачу в срок, не выходя из бюджета и дедлайнов.
Конечно, если сравнивать этот кейс со срывом production нового сезона “Острых козырьков” или 4-й “Матрицы”, то наша история — не так уж значительна в мировом масштабе. Но креативные и production-агентства в своей работе завязаны на множество подобных небольших и важных процессов. Любой digital-процесс должен идти без пауз или остановок! Когда вдруг случился мировой форс-мажор, оказалось, что далеко не все специалисты рынка в состоянии справиться со сложностями.
Выводы: что может вам помочь
Как действовать в негативной обстановке? Мы пришли к выводу, что надо быть сосредоточенным, несколько раз перепроверять логику будущих действий, искать креативные решения и не терять слаженности в командной работе.
Вот наши лайфхаки по работе с непредвиденным (это, кстати, полезно не только для production, но и в целом в работе и жизни!):
- Намеренно отказаться от негативного сценария. Вы должны его знать, ибо не надо прятать голову в песок. Но вы не должны сидеть в углу и горевать, что обстоятельства оказались сильнее. Где бы мы были, если бы до лета ждали, что “все как-то само рассосется”? По итогам 2020-го года можно смело сказать: благодаря тому, что мы отказывались от негативных сценариев и продолжали делать свое дело, мы не “просели” ни по числу клиентов, ни по количеству проектов, ни по прибыли. К тому же, еще получили несколько престижных премий в digital (последнюю — несколько недель назад) и вошли в РАМУ. Важно продолжать лапками и взбивать молоко в масло. Поэтому мы отказались от идеи “тревожиться о том, чего не изменить” и взялись за концепцию “Что мы можем сделать в этих обстоятельствах?”
- Обсуждать вообще все! Мозговые штурмы, на которых не пропускается мимо ушей вообще ни одна идея на тему “Как приноровиться к обстоятельствам”— стали нормой на тот сложный период работы. Да, отсечь безумные и нереализуемые идеи можно в “мирное время”. А вот в период форс-мажора — нет: так вы просидите без идей перестройки процесса, и похороните работу.
- Настроить приоритеты и определить ответственных за каждую процедуру. Времени на большие совещания, как правило, нет. Надо быстро выделить главное, составить списки действий и дел, и назначить кураторов измененных процессов. И в живом режиме контролировать возможные изменения.
- Все строить по тайм-менеджменту. Когда вообще все “шьется ниткой наживую”, высок риск из-за нервотрепки что-то упустить. Поэтому все, что только можно, нужно разбить на мелкие элементы-дела, контролируя процесс по таск-менеджерам.
Пожалуй, самое главное — в конце. Если бы не команда, ничего бы не получилось. Мы в TRIKO смогли обеспечить общую работу без нервов и истерик, на основе взаимовыручки и поддержки друг друга. Теперь, в любом подобном случае в будущем, каждый участник этой истории сумеет найти решения сложного вопроса. Поэтому мы уверенно говорим: мы в TRIKO не боимся сложных и экстремальных проектов, ни в production, ни в креативе.