Коллеги! Думаю, у каждого из вас найдется парочка детей на занятиях с "красивым" назальным оттенком в речи.
Но вот в понятие "назальность" родители и специалисты вкладывают разное содержание. Родитель расценивает это как привычку из-за постоянно заложенного носа, хотя может и не быть соплей. Этому всегда есть объяснение.
А вот логопед тут может отметить множество причин возникновения:
- недостаточность небно-глоточного затвора, из-за чего происходит изменение баланса в резонировании носовой и ротовой полости (т.е. часть воздушной струи направляется в нос при произнесении ротовых
- гипертонус (спастические формы дизартрий), про это более подробно есть отдельный пост
- нарушенный ритм дыхания (сейчас все больше встречаются дети с таким нарушением)
- разрастание полипов, аденоиды, искривление носовой перегородки, гипертрофия слизистой (это все подробно и точно обследует лор)
- дискоординация мышц органов артикуляции.
И вот это все приводит не только к искаженной, невнятной речи, а также и к трудностям автоматизации звуков в речи.
Для родителя понять проблему назального оттенка речи своего ребенка просто: нужно приложить пальцы к крыльям носа ребенка и слегка сжать, чтобы почувствовать, как во время произнесения звуков т, д и тд (ротовые звуки) появится вибрация. Это и есть недостаточное участие мягкого неба в артикуляции звуков.
Звуки м и н не берем в учет, так как это звуки носовые.
А логопед может то, что может логопед:
- обучить выдоху через рот
- специальными приемами активизировать небно-глоточное смыкание, на столько, на сколько позволяет мышечный тонус мягкого неба
- работать над формированием фонематического восприятия и контроля
- работать над совершенствованием правильного артикуляционного уклада
- нормализовать тонус собственных и скелетных мышц языка, работать с тонусом губ, щек
- работать над просодической стороной речи (ударение, темп, ритм, модуляция голоса)
Чтобы была чистая красивая речь - нужно свободное носовое дыхание. Давайте решать проблему комплексно и сообща. Родители - за здоровье, а логопед - за формирование навыков.