К сожалению цифровизация всей нашей жизни не способствует развитию речевых навыков у нового поколения современных людей. И как не «бьют в барабаны» общественность и учительское сообщество, изменить эту тенденцию не удается, да это и невозможно, вполне по естественным причинам.
Но, навыки личного общения «лицом к лицу» будут все-таки еще довольно долго востребованы в человеческом общении, я на это надеюсь.
Для повышения эффективности коммуникации существуют большое количество приемов, вот некоторые из них:
1. Прием «зеркало отношений» – это добрая улыбка и приятное выражение лица, что способствует возникновению у собеседника чувства защищенности, положительных эмоций, формированию симпатии, привязанности, дружеских чувств.
2. Прием «имя собственное» – это произнесение вслух имени, или имени-отчества собеседника, с которым происходит коммуникация, что является показателем внимания к партнеру по диалогу, вызывает у собеседника чувства симпатии и удовлетворения.
3. Прием «терпеливый слушатель » - это терпеливый и внимательный слушатель, транслирующий собеседнику эмпатию (сопереживание, сопричастность) выслушивающий проблемы и радости с эмоциональным откликом. Этот прием удовлетворяет важную потребность – потребность в самоутверждении. Удовлетворение в потребности самоутверждения образует положительные эмоций и располагает к собеседнику
4. Прием «золотые слова» – это высказывание комплиментов в адрес собеседника, которые способствуют эффекту легкого внушения. Это образует положительные эмоции, а также обусловливает расположенность к партнеру по общению.
5. Прием «личная жизнь» - это привлечение внимания к хобби, интересам, увлечениям собеседника, что способствует повышению его вербальной (речевой) активности.
Не менее важным в разговоре, является процесс слушания.
Понимание слушания как пассивного поведения в разговоре, ошибочно. И приводит это к тому что, один партнер говорит, а другой, в лучшем случае, молчит, ожидая паузы в речи собеседника, и при замолкании последнего, быстро вступает в разговор, начинает обсуждать свои проблемы, а в худшем случае и пытается перебить собеседника. Если предаться воспоминаниям, каждый может вспомнить разговоры, проходящие по такой схеме, и чувства, возникающие после такого «эффективного общения». Такой разговор хочется быстрее закончить, и с таким собеседником поменьше разговаривать.
Поэтому, считается, что наиболее важным моментом в процессе слушания это обратная связь, благодаря которой у партнера по общению возникают ощущения, что он говорит с живым человеком, а не в пустоту, и собеседник его слушает и понимает.
Вот приемы слушания, со знаком + положительно влияющие на процесс общения, без него оказывающий нейтральное действие:
1. Побуждение (так-так…, а потом…). +
2. Продолжение (слушатель вклинился в речь, и завершает фразу или подсказывает слова).
3. Эхо-реакция - повторение последнего слова (фразы) собеседника.
4. Глухое молчание (видимая реакция отсутствует).
5. Наводящие вопросы (что? зачем? где? почему? когда?). +
6. Невежливые реакции (какая чушь, ерунда все это...).
7. Поддакивание (да-да, ну-ну, ага-ага, кивание). +
8. Уточняющие вопросы (что ты этим хотел сказать?). +
9. Расспрашивание (не объясняя цели, постоянно задает вопрос за вопросом). +
10. Эмоции (класс, здорово, ах, ух, смех, или скорбная мимика). +
Вот и тест. На вопрос возможны несколько вариантов ответов.
Если понравилось, поставьте лайк! ПОЖАЛУЙСТА!