Найти тему

«Маршруты надо прокладывать там, где ходят люди»

Башкирский туризм глазами нового председателя Госкомтуризма республики

В этом ведомстве недавно сменился руководитель: главной по туризму назначили Эльмиру Туканову, которая прежде занимала пост руководителя Центра развития туризма Свердловской области.

В интервью нашей газете она рассказала о планах развития туристической отрасли республики, своем опыте работы в соседнем регионе, а также о том, какие достопримечательности Башкирии хотела бы увидеть сама.

— Эльмира Наилевна, вы сами какой вид туризма предпочитаете?

— Самый разный. Очень люблю загородный отдых, особенно после каких-то ударных мероприятий. Люблю и на автомобиле путешествовать по России, и на поезде, в качественном вагоне туристического класса. Для меня главное — чтобы путешествие было комфортным.

— А с рюкзаком в поход отправились бы?

— Да, я готова хоть целый день ходить с рюкзаком, изучать местность. Но переночевать хотела бы в отеле. Пусть это и не «пять звезд», для меня важно, чтобы был душ, теплая постель, чистота и завтрак.

— В Башкирии куда хотели бы съездить?

— Я уже поставила себе задачу — посетить районы, приоритетные по развитию инфраструктуры, а в дальнейшем побывать во всех муниципальных образованиях. К сожалению, раньше в Башкирии бывала лишь там, где жили мои родственники (Эльмира Туканова родом из деревни Тазларово Зианчуринского района. — авт. ).

Если же говорить о личных предпочтениях, очень интересно было бы увидеть шиханы. А еще посмотреть, как добывается яшма. Есть такое направление — геолого-минералогический туризм. Например, в Свердловской области я бывала на месторождениях изумрудов, бериллов, аметистов, золота. Еще посетила бы объекты промышленного туризма. В общем, мне интересно все, что уникально, чего нигде больше не увидишь.

— После вступления в должность вы неоднократно говорили о том, что планируете разработать стратегию развития туризма. Есть ли уже какие-то наработки?

— Наработки у туристической отрасли, конечно, есть. Стратегия потому и формируется совместно с активными представителями туриндустрии.

У нас запланированы три стратегические сессии, в ходе которых будем собирать информацию, выяснять, какие проблемы существуют, какие инструменты можно использовать, чтобы оказать государственную поддержку туроператорам. Это будет своего рода мозговой штурм.

Планируем уже в апреле стратегию подготовить.

— О создании стратегии развития туризма говорили и ваши предшественники. Может, проще уже работать с тем, что есть, а не создавать все с чистого листа?

— Я так отношусь к наработкам: они очень ценны как материал, который показывает, какой опыт был у региона. И его тоже нужно использовать в нашей разработке. Однако любая концепция может измениться в зависимости от ситуации в стране. Посмотрите, как COVID-19 повлиял на потребительское поведение в туризме. До пандемии мы могли планировать путешествие за полгода, заранее приобретали путевку, готовились к отпуску. Сейчас горизонт планирования — в лучшем случае две недели. Туристы сегодня предпочитают краткосрочный отдых, они стали больше ценить семейный отдых на природе. Меньше путешествуют в больших группах, чаще всего — самостоятельно. Популярными становятся туры выходного дня. Поэтому и планы наши должны соотноситься с этими тенденциями.

— Когда мы говорим о туризме, то сразу напрашивается вопрос об инфраструктуре: как доехать до гор, если нет дороги; где остановиться на отдых, если нет гостиницы… Да элементарно, туристов ругают за то, что они оставляют за собой мусор, а мусорные баки где? Или, простите, туалеты, хотя бы те самые деревянные домики?

— Инфраструктура — вообще ключевой вопрос в туризме. Более того, он всегда будет острым, и не только в Башкирии, но и по всей России. Это та проблема, которая не решается по щелчку. Сегодня есть большое количество программ, по которым муниципалитеты могут получить финансирование из разных бюджетов на создание инфраструктуры. Это и Фонд развития малых городов, и Агентство стратегических инициатив, президентские гранты, гранты Ростуризма. В республике мы сейчас трудимся над созданием особой экономической зоны «Урал». Это будет достаточно большая территория для привлечения инвесторов. У нас действуют туристско-рекреационные кластеры, геопарки, в которых также создается инфраструктура для отдыхающих. Есть проект по созданию объектов придорожного сервиса. Это будут современные комплексы со стоянками для автобусов, теплыми туалетами, магазинами товаров для туристов. Одновременно будем более активно заниматься их продвижением.

Распространено мнение, что сначала надо создать инфраструктуру, а потом организовывать туристический поток, я считаю, что это в корне неверно. Мы ни одного инвестора не сможем уговорить построить гостиницу или горнолыжный центр там, где реально нет турпотока. Считаю, должны быть правильные модели, которые позволят параллельно привлекать на территорию инвесторов и формировать поток туристов.

Если мы говорим о каких-то тропах, маршрутах, объектах придорожного сервиса, то нужно показывать инвесторам свои разработки турпродуктов, убеждать, что все делается для развития логистики, что у нас есть потенциальные целевые аудитории. Маршруты надо прокладывать там, где ходят люди.

— Вы в течение восьми лет развивали туризм в Свердловской области. Какие проекты, реализованные там, считаете наиболее успешными?

— Это Международный туристический форум «Большой Урал», который я проводила восемь лет подряд при поддержке правительства области. По масштабам это был третий форум в России. В прошлом году, например, нам удалось привлечь 3,5 тысячи профессиональных участников из 37 регионов.

Горжусь проектом «Урал для школы». Мы разработали интересные, качественные маршруты внутри региона с четко прописанным стандартом обслуживания детских групп. Школьники из Екатеринбурга ездили в Невьянск, в Верхотурье на разных видах транспорта. Причем эти туры были увязаны со школьной программой.

Также считаю удачной премию для отельеров «Уральская звезда». Были разработаны критерии для отелей, по которым оценивалось качество обслуживания, выбирались лучшие гостиницы региона. И отельеры ждали награждения этой премией как главного события года, готовились к ней. Сама церемония проходила очень торжественно.

— Какие-то из этих проектов можно перенести на нашу почву?

— Абсолютно все. Если они дают положительные результаты на одной территории, то можно использовать их и здесь. Мы ведь говорим не о конкретном наполнении туров, а о моделях их формирования. Другое дело — внутреннее наполнение.

В Башкортостане нет туристического брендового продукта, привязанного к этнографии, событийному ряду, который бы его олицетворял. Нет брендовых маршрутов. Например, многие спрашивают: «Зачем ехать в Уфу? Чем башкиры отличаются от татар? В чем различия их культур, языка, традиций?» Сформировать брендовый продукт Башкортостана — это значит учесть все эти особенности. Чтобы туристу было понятно: находясь в республике, он получает уникальный экзотический продукт, который нигде не увидишь.

— А что, по-вашему, могло бы стать такими брендовыми продуктами?

— Кроме национальных и гастрономических особенностей я бы назвала продукты экологические: стерлитамакские шиханы, сбор дикого меда, изготовление кумыса, сплавы, конные походы. В том или ином виде они у местных туроператоров представлены, но не совсем грамотно и красиво «упакованы». Задача стратегических сессий — сделать эти уникальные продукты более выпуклыми и правильно продвигать их. Хочется, чтобы это были такие продукты, в которых имелось бы все: и природа, и хорошая инфраструктура, и гастрономические особенности. Причем для различных возрастных категорий граждан они должны быть представлены по-разному.

Председатель Госкомтуризма республики Башкортостан  Эльмира Туканова
Председатель Госкомтуризма республики Башкортостан Эльмира Туканова

Автор: Мария СНЫТКИНА

  • Оставьте ваш комментарий
  • Оцените 👍 , если вам полезна наша статья
  • Подпишитесь - Дзен предложит наши новые публикации