Найти в Дзене
Яков Миркин

Все пытались

Ни один из авторов экономического чуда не пошел по англо-саксонской дорожке. Все пытались найти что-то рыночное, но свое, то, что ближе «народному характеру», своим традициям. Но – не враждебное модели, сложившейся в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, – при всем их своеобразии.
Эрхард – это «социальная рыночная экономика». Наследство германской экономической школы. Либерализм

Ни один из авторов экономического чуда не пошел по англо-саксонской дорожке. Все пытались найти что-то рыночное, но свое, то, что ближе «народному характеру», своим традициям. Но – не враждебное модели, сложившейся в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, – при всем их своеобразии.

Эрхард – это «социальная рыночная экономика». Наследство германской экономической школы. Либерализм в орднунг’е. Кстати, в самом начале не только либеральные реформы, но и ручное управление.

Дэн Сяопин – «социализм с китайской спецификой». Внутри этого горшка – чего только нет. «Сочетать всеобщую истину марксизма с конкретной реальностью страны, идти собственным путем и строить социализм с китайской спецификой».

Сигэру Ёсида (Япония) – «доктрина Ёсида». В чем ее суть? Не думать о безопасности. Ее обеспечивают США. А всю политику подчинить экономике. Ее быстрейшему восстановлению. Кстати, «оккупанты» проводили в конце 1940-х годов реформы в Японии по американскому образцу. Получилась все равно Япония.

Ли Куан Ю (Сингапур) – авторитаризм, меритократия, патернализм, ограничение свобод, жесточайшее регулирование. Капитализм в жестком панцире, глубочайшее вмешательство в личную жизнь. Считал, что без этого не было бы нынешнего Сингапура.

Пак Чон Хи (Южная Корея) – тоталитаризм, ручное управление, сочетающееся с экономическими реформами под военным зонтиком США. Антикоммунизм. Вмешательство в частную жизнь. Это тот, кто запретил мини-юбки и рок-н-ролл.

Махатхир бин Мохамад (Малайзия) – изобрел собственное учение – махатхиризм. Национализм, ислам, японская модель, авторитаризм. Поддержка США.

И чему здесь подражать? Как выбраться из этой каши, густо замешенной на образе жизни и национальном менталитете?

Очень просто. Все они – глубоко «местные», основанные на национальных «моделях коллективного поведения». И поэтому – настолько успешные. Хотя в них полно рыночной экономики, пусть и основанной на сверхконцентрированной собственности.

Самый глубокий вопрос российского будущего – какая идеология подходит народу, держащему в своих руках одну восьмую часть суши, с очень своеобразной историей и взглядами на жизнь? Что ему подходит, чтобы устроиться с другим качеством жизни? Понимая, что «измов» и «йств» он перепробовал достаточно.

Человек, делающий экономическое чудо в России, должен быть свой. Должен быть тем, кто выразит ту модель рыночного устройства, которая точнее всего ложится на российскую модель коллективного поведения.

Бессмысленно перебирать имена. Важно, чтобы он где-то уже был в структурах власти. Неизвестно, на каком месте. Первом, десятом, сотом. Но – обязательно был. Или не был, но тогда это уже другая история.

Из книги "Правила неосторожного обращения с государством» бестселлер - https://www.ozon.ru/context/detail/id/168584985/

https://www.labirint.ru/books/739543/

электронная, аудио - https://www.litres.ru/yakov-mirkin-10789112/pravila-neostorozhnogo-obrascheniya-s-gosudarstvom

Фото: Михаил Бибичков