Газета: Пермские губернские ведомости
Дата: Пятница, 19 марта 1910 года
Номер: 62
Орфография адаптирована под современный вид.
В текущем году исполняется 350 лет со времени основания в пермской губернии Пыскорского монастыря, остатки которого пермяки до сих пор могут видеть в Перми в виде архиерейского дома на углу Монастырской и Кунгурской улиц.
Этот монастырь, носящий название Спасо-Преображенского, первоначально был основан Строгановыми в 1560 году в селе Пыскор на Каме, наискосок от нынешнего заштатного города Дедюхина (ныне затоплен - прим.авт.). Монастырь всегда пользовался покровительством со стороны своих основателей и слыл богатейшим из существующих в крае обителей. Со временем он пришёл в упадок и за ветхостью зданий был переведён в 1756 году на реку Лысьву, в деревню того же имени, откуда через 19 лет опять был переведён в Соликамск, в заштатный Вознесенский монастырь.
Генерал-губернатор пермского и тобольского наместничеств Е. П. Кашкин, объезжая пермскую провинцию, нашёл, что столь древнему монастырю, как Пыскорский, приличнее всего находиться в главном городе наместничества - в Перми. В 1781 году Кашкин доносил в святейший синод, что он находит прямо необходимым перевести Пыскорский монастырь в Пермь, где тогда был всего один храм и где "мог бы оный монастырь составлять для города знатное украшение и пользу от пребывающей обители надзираниями в заведенных училищах, чтобы Закон Божий по правилам святых церквей преподаваем был".
Ходатайство было уважено: синод дал своё согласие на перевод монастыря. 31 марта 1781 года резолюцией Императрицы Екатерины монастырю было дано наименование Преображенского-Пермского. Энергичный Е. П. Кашкин немедленно приступил к делу. Он распорядился разобрать стены старого монастыря на Лысьве и доставить их на судах в Пермь. Монастырь предполагалось воздвигнуть на высокой егошихинской горе (сегодня там находится ЖК "Паруса над Камой", за цирком-прим.авт.), но дело затянулось, а за переводом Кашкина в Иркутск и вовсе было отложено в долгий ящик. Прежде его закладки в Перми уже были построены две новые церкви: на старом и новом кладбищах.
Дело с переводом монастыря затянулось надолго: переписка по этому поводу тянулась 12 лет; сколько было положено канцелярской мудрости и разных ухищрений, чтобы затемнить это дело ещё более. Но все-таки оно пришло к благополучному концу: Пермь восторжествовала. Однако и тут встретилось новое препятствие, на постройку не оказалось средств. По составленной архитектором смете на устройство монастыря было необходимо 151 тысяча рублей ассигнациями, а на лицо денег было только 8 тысяч рублей, да 7393 рубля заключалось в материалах от старого монастыря: в старом железе и кирпичах.
Дело о переводе монастыря велось довольно таки небрежно. Даже первоначальный план его был затерян, пришлось составлять новый. Наконец, в 1793 году закладка монастыря была всё-таки произведена.
"В 1793 году указ о переводе Пыскорского монастыря в Пермь, - говорит летописец Прядильников, - после 12-летней переписки, наконец, исполнен на деле архимандритом Ювеналием с братией. Вопреки намерению Кашкина поставить святыню на верху егошихинской горы (куда и поднята была с немалым трудом часть строительных материалов), новый наместник отвёл под обитель более удобное урочище - гору Слудскую (теперь то место, что занимает Кафедральный собор). Здесь за исключением небольшого пространства, слывшего Сенькиным полем, находился густой еловый лес; его вырубили, оставив для будущего сада немного дерев, рассеяных по краю камского берега и над ручьем Медведкою.
Закладка обители происходила 25 мая. Прежде других зданий возведён юго-западный жилой корпус монастыря и в нём устроена келейная церковь во имя святого Стефана, первосвятителя Перми, освящённая 24-го ноября ("Архиерейский дом" - прим.авт.). По ошибке архитекторов алтарь храма выведен на северную сторону, в виде полукружия. Знавшие Пыскорский монастырь на реке Лысьве не могли без сожаления смотреть на привезенные в Пермь остатки этого великолепного памятника. Святые иконы, облачения, утварь и тому подобные предметы утратили уже первоначальный свой блеск, все они носили печальные следы запустения, в которой бывшая ставропигия находилась около 40 лет. Строительный материал, полученный при сломке лысьвенских зданий, частью сплавлен по Каме в губернский город, частью расхищен на месте святотатцами, под благовидным предлогом купли".
В этом повествовании более всего поражает факт постройки монастыря алтарём на север - это единственный в своём роде случай. Только через пять лет заметили ошибку и перестроили алтарь храма на восток. Впоследствии, в 1820 году, был окончен постройкой нынешний зимний Кафедральный собор, а за год перед этим был освящен большой летний Кафедральный собор во имя Преображения Господня. Громадный старинный иконостас Пыскорского монастыря был поставлен в этом соборе и существует почти в неизменном виде до сих пор. Иконы его писаны академиком Базилевским в 1762 году.
Через десять лет была освящена новая каменная колокольня у собора, на которую и были подняты старые Пыскорские колокола. Так, весь древний Пыскорский монастырь был перемещён в Пермь.
Впоследствии монастырское здание было отведено под архиерейский дом и в этом виде оно существует до сих пор.
* * *
Интересная статья. Прочитав, понимаешь, что всё эти современные проекты с зоопарками, галереей, оперным - не плохая работа нынешних чиновников, а всего лишь старая-добрая пермская традиция :)
* * *
Немного исторической информации о Пыскорском монастыре:
Основание монастыря относится к 1558-1560 годам и непосредственно связано с Иоанникием Строгановым и его сыновьями. «Он получил от государя царя Иоанна Васильевича вотчины около сего места грамотою 1558 года ему утвержденной; в знак благодарности своей к богу за полученные от государя милости соорудил монастырь сей».
Сохранилось предание, «что Аникий Федорович Строганов, обозревая пожалованные ему необитаемые места по реке Каме, увидел людей, облаченных в монашеские одежды… Узнав, что люди сии отшельники, жившие в глубине леса в маленьких шалашах, он захотел бедные шалаши… обратить в удобные кельи и из ничтожного скита создать монастырь». В 1560 году Аникий Строганов сделал первые щедрые пожертвования монастырю. Возможно, что и строительство самой обители не обошлось без его прямого участия. Столь быстрое возведение «святой обители» диктовалось, надо полагать, жизненной необходимостью. Прежде всего, к этому подвигали языческие нравы местного населения.
Монастырь был построен под горой на речке Пыскорке Нижней, вблизи «от старинного чудского или пермяцкого поселения Камгорта…» В 1570 году Яковом, Григорием и Семеном Строгановыми монастырь был перенесен внутрь укрепленной крепости, в городок Канкор, чтобы защититься от жестоких татарских набегов, совершавшихся на протяжении всего XVI века. В это время монастырь представлял собой хорошо укрепленную крепость, обнесенную с четырех сторон деревянной стеной. «А в городке боевого снаряду 12 рушниц, да 3 затинных, да пуд зелья, да пуд свинцу..». Пыскорский монастырь превращался в богатую обитель с вотчинами, с угодьями и крестьянами, соляными промыслами в Дедюхине, мельницами «лучшего немецкого устройства…».
Как выглядел монастырский комплекс 1570-х годов — сказать трудно. Можно лишь попытаться представить его по сохранившимся архивным источникам и историко-литературным материалам XVIII-XIX века. В. В. Шишонко, ссылаясь на записи древних актов, пишет, что первой постройкой в монастыре был храм во имя Преображения Господня, второй — Рождественская церковь.
В 1627 году Пыскорский монастырь получил от царя Тарханную грамоту», которая давала монастырю независимость от местных властей. Такими исключительными правами обладали лишь Строгановы. Покровительство Двора, попечительство Строгановых, большие богатства монастыря позволили ему быстро расширить свои владения и умножить средства, и к середине XVII века он стал одним из самых богатых монастырей России. Ему принадлежали «вотчиные земли на пятьдесят верст по берегам и окрестностям рек: Камы, Кондаса, Сылвы, Сырьи и Лысьвы, до пятидесяти деревень и сёл, в которых считалось 3528 ревизских душ».
Монастырский комплекс середины — второй половины XVII века можно охарактеризовать лишь в общих чертах. Место, которое занимал Пыскорский монастырь, было живописным и далеко просматривалось с плесов реки Камы. Монастырь стоял на горе, а внизу находился женский Введенский подгорный монастырь. Неподалеку от них находилось селение, погост. На берегах р. Пыскорки, а позднее р. Камы и в Дедюхине находились монастырские солеваренные заводы.
Архитектурный ансамбль монастыря был завершен, вероятно, с постройкой главного соборного Преображенского храма, строительство которого затянулось до 1688 года. Это второй каменный храм монастыря, первым был Никольский, отстроенный в 1655 году.
Значительные страницы в истории Пыскорского монастыря связаны с именем архимандрита Иуста Колотского (1754-1762). Прибыв в монастырь. Иуст немедленно при ступил к переносу его на новое место «Монастырь Пыскорский, простояв на месте Строгановыми указанном 185 лет (1570-1755), перенесен был на 3е место, выше по течению Камы верст на десять, на реку Лысьву». «Сотни рабочих созваны были для сего дела и от их усилий вековые монастырские здания, церкви, кельи и другие корпуса пали, разрушились…» Чем было вызвано перенесение монастыря на другое, довольно отдаленное место? Несмотря на различные предположения пермских краеведов и историков XIX века, убедительного ответа не найдено. В Соликамской летописи сказано «Оной Пыскорский монастырь застроен вновь по переносе с прежнего места квадратно четырьмя каменными стенами в замок»
Вот что писал по этому поводу Д. Н. Мамин-Сибиряк: "Дальнейшая судьба этого монастыря довольно печальна. Он просуществовал до 1756 года, когда его архимандриту Иусту пришла блажная мысль перенести монастырь на новое место, на Лысьву, в 8 верстах от старого монастыря. Сказано — сделано, и монастырь перенесён. Эта странная архимандритская фантазия закончилась полным разгромом обители; в новом месте монастырь так захудал и опустел, что его решили уничтожить."
Поражает план всего архитектурного комплекса «План монастыря сего, снятый с натуры, ясно свидетельствует, что здания монастырские имели на себе отпечаток какого-то дикого величия, смешанного с простодушным безвкусием, громадности с непрочностью В числе сих зданий некоторые были столь вел ки, что имели окна в пять ярусов, исключая нижний этаж, как, например, церковь Живо начальная Троица, некоторые, как церковь Преображения, окна в пять же ярусов, но толь¬ко со включением нижнего этажа» Действительно, главная Спасо-Преображенская церковь, как и другие постройки, похожи на обыкновенные громадные жилые дома с кровлями на два ската, без куполов, только алтари отмечены тем, что на восточной стороне их поставлены небольшие главки с крестами. «При взгляде на план и фасад Лысьвенского монастыря представляется, что оный, как будто перестроен был из острога или какой-то громадной фабрики», — находим в одной из заметок XIX века.
Удивляет необычность архитектурной конструкции монастырских церквей и комплекса в целом. К тому же при разборке каменных стен обнаружилось, что внутри они были полыми. «Внутри стен кирпича вовсе не было, а был один щебень… и вообще в строении во всем было великое плутовство смотрителей и обман старика Иуста…».
В 1775 году Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь был упразднен, а после открытия в 1781 году Пермского наместничества, по ходатайству генерал-губернатора Пермского и Тобольского Е. П Кашкина, «высочайше повелено монастырь сей перевесть… во вновь устроенный город Пермь с наименованием вместо Пыскорского Пермским Преображенским же».
* * *
Вообще, история мутная, как вы видите. Я думаю она ещё не закончена. Много вопросов к переносу монастыря, к архимандриту Иусту. Опять же, я не нашёл в интернете информации на тему, установлено ли место, где стоял монастырь на реке Лысьве. Если оно по сей день не известно - то это отличный материал для поисков! Сколько ещё секретов скрывает наша пермская земля?
Буду рад обсудить эти вопросы с вами в комментариях! Всем спасибо за внимание!