Аэлита (1924);
драма, мелодрама, фантастика, фэнтези;
Режиссер: Яков Протазанов;
Экранизация романа Алексея Толстого, ставшая первым советским крупнобюджетным сайфаем, критиками была встречена прохладно – зато имела невероятный успех у зрителей, и в 1924 году имя Аэлита пользовалось огромной популярностью у новорожденных девочек. Эту пропаганду космической революции, снятую Яковом Протазановым, отличали шикарные кубические декорации, выполненные в конструктивистском стиле, и совершенно потусторонние костюмы Александры Экслер.
Роль прекрасной королевы Марса, образ который почти на сто лет предвосхитил Леди Гагу, сыграла звезда немого кино и авангардная актриса Юлия Солнцева, ставшая позже женой и музой режиссера Александра Довженко. Кстати, именно Солнцева стала первой женщиной-режиссером, получившей приз в Каннах за фильм «Повесть пламенных лет» (второй 55 лет спустя будет София Коппола).
Метрополис (1927);
драма, фантастика;
Режиссер: Фриц Ланг;
В 1924 году мать 18-летней Бригитты Хельм послала фотографию своей дочери режиссеру Фритцу Лангу. Он устроил ей кинопробы и никому не известная дебютантка получила главную женскую роль в самом дорогостоящем немецком фильме того времени. В «Метрополисе» она исполнила по сути две роли – Марию-человека, почти святую, ведущую свой народ к прекрасному будущему, и Марию-робота, объект желания и олицетворение греха. В 1932 году Хельм исполнила свою последнюю роль в кино, оставшись великим и загадочным Сфинксом немецкого кинематографа.
Барбарелла (1968);
комедия, приключения, фантастика, фэнтези;
Режиссер: Роже Вадим;
В конце 1960-х, когда борьба за права женщин была в самом разгаре, прогрессивно мыслящая Джейн Фонда решила сыграть в фильме Роже Вадима героиню, которая соблазняет всю галактику. Ее персонаж был взят из комикса 1960 года и скорее отражал подъем сексуальной революции, бушевавшей в те годы. Фонду в бикини в космосе, конечно, никто не собирается записывать в иконы феминизма – однако она лучше всех олицетворяет эстетику 60-х и ее надежды на сексуально раскрепощенное будущее, которым не было суждено претвориться в жизнь. По крайней мере, пока.
Чужой (1979);
ужасы, фантастика;
Режиссер: Ридли Скотт;
Без Сигурни Уивер в роли Эллен Рипли этот список можно было бы даже и не начинать. Она постоянно входит в число лучших героев в истории кино. Роль изначально была написана для актера-мужчины, но Сигурни отжала ее и после сиквела получила номинацию на «Оскар». Ее героиня в первую очередь доверяет своим инстинктам, благодаря чему она остается единственной выжившей после атаки инопланетных существ на космический корабль.
Терминатор 2: Судный день (1991);
боевик, фантастика;
Режиссер: Джеймс Кэмерон;
Здесь достаточно лишь двух слов: Сара Коннор.
Танкистка (1995);
боевик, комедия, фантастика;
Режиссер: Рэйчел Тэлалэй;
Образ пост-апокалиптической бунтарки из комикса мог быть создан только в девяностых – яркая косметика и позитивный сексуальный заряд. Лори Петти принесла в эту роль дух панка и рейва, который смотрелся очень к месту в десятилетие, в котором правила Кортни Лав (она, кстати, помогла составить саундтрек к фильму). Боевик, снятый женщиной-режиссером Рейчел Талалай (ученицей короля трэша Джона Уотерса), провалился в прокате, но потом обзавелся своим собственным культом.
Голодные игры (2012);
драма, приключения, триллер, фантастика;
Режиссер: Гэри Росс;
Дженнифер Лоуренс, возглавив франшизу по романам Сюзен Коллинс, наполненным мрачным видением будущего, стала кумиром целого поколения юных поклонниц фантастики. Как писала американская феминистка Кэти Ройфи, сила Кэтнисс заключается в том, что она совмещает в себе «женскую силу и уязвимость, которые смешались и переплелись в одно целое и представляют собой неоднозначную опасность».
Грань будущего (2014);
боевик, приключения, фантастика;
Режиссер: Даг Лайман;
Героиня Эмили Блант в этом парадоксальном фантастическом экшене, который не зря прозвали «День сурка с инопланетянами», носит кличку «Цельнометаллическая стерва» и полностью оправдывает ее. Мало какая женщина способна в боевике отвести на второй план самого Тома Круза – да к тому же прострелить ему голову, не раз и не два. Романический интерес полностью исключен из их отношений, они просто хорошо выполняют свою тяжелую работу.
Из машины (2014);
детектив, драма, триллер, фантастика;
Режиссер: Алекс Гарлэнд;
«Ее запрограммировали на то, чтобы она флиртовала со мной?». Стройного и бесконечно соблазнительного андроида, наполовину сделанного из прозрачной пластмассы и металла, в исполнении Алисии Викандер, можно смело назвать правнучкой Марии из «Метрополиса». Этот умный и элегантный триллер Алекса Гарленда, построенный на знаменитом тесте для искусственного интеллекта Тюринга, задается вопросом, надо ли создавать сексуальный фетиш вокруг робота. А также задумывается над тем, можно ли контролировать его (точнее, ее).
Дитя робота (2019);
триллер, фантастика;
Режиссер: Грант Спуторе;
До краев переполненный идеями и эмоциями, этот технологически безупречный сайфай-триллер привносит в жанр противостояния искусственному разуму тему материнства и родительского долга. Следуя за такими современными независимыми фильмами, как «Луна», «Экс машина» и «Аннигиляция», картина Гранта Спуторе сворачивает с проторенных троп и запирается в пост-апокалиптическом бункере, чтобы дать новую жизнь человечеству. Или не дать ее. Эта драма, в которой на экране мужчины отсутствуют как факт, очень грамотно подводит зрителя к пониманию того, что человечество от катастрофы отделяет всего лишь один неверный шаг.
Подпишись на канал, чтобы увидеть больше подборок!