Найти в Дзене
х

Как правильно читать этикетки продуктов?

Оглавление

Для большинства из нас все эти аббревиатуры и сложные слова на упаковке — китайская грамота. Да и времени разбираться в этом, находясь в магазине, обычно нет. Однако это действительно важное знание, которое значительно облегчит вам поиск полезной еды, а также сэкономит деньги. А значит, и повысит качество питания и жизни в целом.

Внимательно изучив этикетку, можно выбрать более натуральный продукт.
Внимательно изучив этикетку, можно выбрать более натуральный продукт.

Зачем читать надписи на этикетах?

Чтобы быть здоровым. Фраза «Мы — то, что мы едим» стара, как мир, и порядком всем надоела, но это правда. Внимательно изучив этикетку, можно выбрать более натуральный продукт.

Например, так можно понять, содержатся ли в нём трансжиры. Как правило, производители не пишут об этом на лицевой стороне упаковки. А вот на обороте пишут, правда, завуалированно. Какие термины должны вас насторожить? «Гидрогенизированные» и «модифицированные» жиры или «гидрированные жиры и масла». Всемирная организация здравоохранения призывает ограничить использование трансжиров в продуктах питания, так как они повышают риски сердечно-сосудистых заболеваний.

Из этикетки также можно узнать, содержится ли в продукции сахар. По статистике, житель России в день съедает почти 100 г сахара. Откуда столько? Да просто сахар есть не только в конфетах и пирожных, но практически везде. В полуфабрикатах, консервах, соусах, быстрых завтраках. Кстати, часто на этикетке слово «сахар» прячется под другими терминами: фруктоза, декстроза, лактоза, глюкоза и даже «фруктовый концентрат». Если что-то из этого стоит в первой тройке ингредиентов, лучше такой товар не покупать.

Чтобы сэкономить. Часто производители зарабатывают на своем имени, заворачивая в красивую упаковку самый обычный продукт. Стоит такая продукция дороже, а состав у неё тот же самый, что у аналога, стоящего рядом на полке в невзрачной коробочке.

На фразы вроде «укрепляет иммунитет» или «не содержит ГМО» тоже покупаться не стоит. Как правило, это маркетинговые уловки и попытка увеличить привлекательность (и стоимость) продукта в глазах потребителей.

О чем говорят этикетки?

На фразы вроде «укрепляет иммунитет» или «не содержит ГМО» тоже покупаться не стоит.
На фразы вроде «укрепляет иммунитет» или «не содержит ГМО» тоже покупаться не стоит.

По сути этикетка — это «паспорт» продукта. Когда и где он «родился», кто поучаствовал в его создании, из чего состоит, сколько полезных или не очень веществ содержит. Всё это зашифровано производителем и нужно только уметь разгадать шифр.

На территории Российской Федерации действует технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011, где подробно перечислены требования к маркировке продуктов питания. Если производитель эти требования не соблюдает, это говорит либо о непрофессионализме технологов, либо о сознательной попытке ввести в заблуждение потребителя.

В информации на этикетке можно потеряться. Вот на что нужно в первую очередь обращать внимание:

Наименование продукта

Это не то же самое, что и название. Название используют в маркетинговых целях и оно не всегда отражает состав товара. Например, "Икра Царская" - это не настоящая икра, а её дешёвый аналог. Её производят из желе, полученного из морских водорослей. Сливочное масло может оказаться спредом, а творог - творожным продуктом. Всё это всегда указано на упаковке, просто гораздо более мелкими буквами и в неочевидном месте — с краю и подальше от глаз.

Состав продукта

Запомните: ингредиенты всегда указываются в порядке убывания. То есть на первом месте стоит то, чего больше всего содержится. Допустим, в составе сосисок на первом месте должно быть мясо, а не соя.

Далее указываются дополнительные ингредиенты. Они придают продукту нужную текстуру, усиливают вкус и продлевают срок хранения. Как правило, это загустители (например, желатин или крахмал), эмульгаторы (соевый лецитин или яичный порошок), консерванты (часто это соль и сахар), ароматизаторы и красители. Все они могут быть натуральными и синтетическими. Синтетический не равно вредный.

Буква «Е» в составе продукта, которую привыкли демонизировать, на самом деле не так страшна. Наличие такой маркировки говорит о том, что вещество было проверено на качество и безопасность и может применяться в установленной дозировке. Среди них есть и натуральные добавки. Например, E 406 — это агар-агар (E 406), который получают из водорослей. А E 440 — пектин, производимый из фруктов. Чтобы вам было легче ориентироваться, что есть что, вот расшифровка. Если числовой код начинается с единицы, это пищевой краситель. С двойки — консерванты, тройки — антиокислители. 4 — это стабилизаторы, 5 — эмульгаторы, а 6 — усилители вкуса и аромата.

Запомните: ингредиенты всегда указываются в порядке убывания.
Запомните: ингредиенты всегда указываются в порядке убывания.

Срок годности

Срок годности всегда указывается с запасом. Так что теоретически просроченный на 1 день хлеб можно спокойно есть, если он визуально выглядит нормально. Но лучше укладываться в указанные сроки. Также важно понимать, что продукт необходимо правильно хранить, иначе срок годности может сократиться. О том, как правильно хранить различные продукты, можно прочитать
в этом материале .

В большинстве случаев быстрее портятся те продукты, которые менее всего обработаны. Увеличить срок хранения можно либо с помощью консервантов, либо посредством ультра-обработки. При ультра-обработке из продукции убираются те вещества, которые могут спровоцировать размножение бактерий. Например, пробиотики или ненасыщенные жирные кислоты. А с этими веществами неизбежно уходит часть полезности. Есть такие продукты можно, но при прочих равных лучше отдать предпочтение альтернативам с более коротким сроком годности. Что относится к ультра-обработанным продуктам? Чипсы, лапша быстрого приготовления, сладкая газировка, шоколадные батончики.

Пищевая ценность

На Западе требования к маркировке более строгие, поэтому там помимо стандартного КБЖУ указывается количество соли, сахара, клетчатки и разных видов жиров. У нас такие подробности прописываются на добровольной основе.

Калорийность (или энергетическая ценность) продукта — это то количество энергии, которое выделяется за время его усвоения. И это то, на что в первую очередь обращают внимание. Помимо калорийности на этикетке отмечено количество макронутриентов: белков, жиров и углеводов. Чаще всего значения указываются в расчёте на 100 г продукта, но иногда на порцию. Так бывает с хлопьями для завтрака. Поэтому обязательно смотрите, сколько граммов в порции должно быть, по мнению производителя, и сколько у вас. В зависимости от этого можно высчитать калорийность блюда.

Если в продукт были добавлены витамины или минеральные вещества, их обязательно должны перечислить на этикетке.

Материал упаковки

Во-первых, в соответствии с регламентом Таможенного союза на таре, которая соприкасается с пищевым продуктом, обязательно должен быть указан символ, что материал не токсичен и может использоваться для упаковки пищи.

Во-вторых, обязательна маркировка петлёй Мёбиуса. Эта информация понадобится, если вы сортируете мусор и сдаёте упаковку на переработку. Найдите на этикетке цифру в треугольнике (петле). Цифра — это код идентификации, по которому определяется гипотетическая возможность утилизации упаковки. К сожалению, наличие такого кода не означает, что тару точно можно сдать в пункт приёма вторсырья. Есть не перерабатываемые виды пластика. В России не перерабатывают пластик с кодами 3 и 7, а с кодом 6 всё сложно — его принимают единицы компаний.

Что можно сделать в данной ситуации? Выбирать продукты в перерабатываемой упаковке или, есть есть возможность, без неё. Например, не покупать овощи на подложке. Она делается из вспененного полистирола, код 6. Купите овощи без упаковки и сложите в свою сумку или пакет. Яйца берите в картонном лотке, а не пластиковом.

Выбирайте продукты в перерабатываемой упаковке или, есть есть возможность, без неё
Выбирайте продукты в перерабатываемой упаковке или, есть есть возможность, без неё

Дополнительные надписи

Помимо обязательных маркировок этикетка может содержать дополнительные. В большинстве случае они служат для привлечения внимания потребителя.

«Без глютена». Эта маркировка важна для тех, у кого аллергия на глютен. Всем остальным не стоит зацикливаться на отсутствии глютена в продуктах. Они не полезнее прочих. А часто за этой надписью скрывается длинный список химических ингредиентов.

«Без лактозы». Очень ценная маркировка для тех, кто страдает от непереносимости лактозы. Или постящихся.

«Без сахара» и «без добавленного сахара». То есть собственно сахара в составе продукта нет. А вот другие сахара, например, фруктоза, мёд или фруктовый концентрат могут быть. К примеру, на упаковке горького шоколада указано, что он без сахара. Однако на обороте могут присутствовать грушевый или апельсиновый концентрированный сок. Если для вас этот пункт принципиален, внимательно читайте, нет ли в перечне ингредиентов скрытых сахаров.

«Фермерское», «органик», «эко». Символ «эко» означает, что производство данного продукта нанесло меньший вред окружающей среде по сравнению с производством аналогичных товаров. Например, было потрачено меньше электричества или воды. Но это совершенно не означает, что продукт стал более натуральным и полезным.

Маркировка
«органик» относится к продукции, при производстве которой не использовались агрохимикаты, пестициды, антибиотики и стимуляторы роста. Такие продукты считаются более полезными, чем обычные.

«Фермерское» говорит о том, что продукт произведён фермерским хозяйством. Правда, это не означает, что эти хозяйства не используют пестициды и стимуляторы роста.

Иные пометки, вроде «приготовлено по рецепту бабушки», — и вовсе манипуляция. Автоматически такая продукция воспринимается как домашняя и натуральная, хотя на самом деле её никакая бабушка не готовила.

Чтобы быстро находить информацию на упаковке, нужна практика. Поэтому изучайте этикетки при каждом походе в магазин. Так вы запомните основные символы и термины, и ввести вас в заблуждение будет очень сложно.

______________________

Понравилась статья? Подписывайтесь, ставьте лайк и смотрите еще больше полезных советов и лайфхаков в нашем блоге .

______________________

Хотите готовить с нами? Воспользуйтесь скидкой 1000 ₽ на первый заказ по промокоду DZEN. Смотрите меню здесь .