Статья о том, как ковид влияет на психику.
Когда я интересовался темой ковида, то всегда много слышал о психологическом эффекте, истории о галлюцинациях, депрессивном состоянии, навязчивых мыслях. Даже среди знакомых были такие явления, и несколько реальных примеров, хочется привести, чтобы было понятно, о чем я говорю:
Папа приятеля утверждал, что датчик сатурации сломался, он показывает неправильные показания, потому что он задел его обо что-то и там сломалась микросхема. И он при этом верил в это так, что переубедить его было очень сложно.
Муж у знакомой перевешивал картины в доме, утверждая «потому что они двигаются».
Маму коллеги видела на потолке модель молекулы коронавируса.
У знакомой в больнице, в соседней палате, какая-то бабушка вызывала духов.
Знакомый на предложение поехать на компьютерную томографию спросил на полном серьёзе: «Это нужно одеваться?».
После возвращения из больницы некоторые впадают в депрессию, ничего не хочется, просто «тупят» в телевизор.
Когда я сам столкнулся с этой болезнью, я все время отслеживал свое психологическое состояние, и старался отмечать изменение в мышлении и реакциях на какие-то события.
И сейчас, уже в период выздоровления, пришло время оценить всю эту информацию и свое состояние с точки зрения психолога: "Что происходит во время болезни? Что с этим можно сделать? Что будет работать на улучшение, а что нет?"
Как я заболел и попал в ковидный центр можно прочитать в моих предыдущих статьях.
Сейчас я хотел бы рассмотреть именно влияние ковида на психику, как это происходит и с чем можно столкнуться.
Это важно, потому что мы обычно воспринимаем свое состояние как адекватное, хотя в реальности это может быть уже не так, и чтобы понять это, нужно знать, куда смотреть и чего ожидать.
Весь мой опыт можно разделить на 4 этапа: когда болел дома, путь из дома до ковид-центра, через кт-центр, потом когда находился в ковид-центре, и когда приехал домой после лечения.
Так как я психолог, то я с самого начала отслеживал свое состояние и старался записывать все мысли по этому поводу, потому что считал это важным и боялся пропустить этот момент, когда начнется что-то неадекватное.
Когда болел дома:
Вроде все как обычно при температуре, но отследил у себя определенные отличия. Жаловался на то, что ничего не хочется, что угнетенное состояние, беспокойство на ровном месте, сложно принимать даже простые решения, например, что поесть, вообще хочу есть или нет и т.п. Это гнетущее чувство, которое даже не сразу заметишь. Если бы я не обращал на это внимание специально, то воспринимал бы это, наверное, просто как плохой день, хотя причин для этого не было. Получается каждый день был бы плохим и все.
Когда поехал в кт-центр и потом в ковид-центр:
Во-первых, все видится в темных тонах, и то, что в больницу едешь, и что КТ ещё раз делать, и то, что скорая никак не приезжает, чтобы отвезти в палату. Все, кажется, как будто издеваются специально, и все против тебя. Когда приехал в в ковид-центр и там брали ПЦР мазок, то чуть не вспылил и не наорал на врачей, так душили эмоции. Главное мозгами понимаешь, что что-то здесь не так, но эмоции хлещут через край. Никогда такой сильной реакции не было, и приостановить, и погасить это было очень сложно.
В ковидном центре:
В палате уже была другая картина. Вроде начали лечить, вроде все нормализовалось. Но тревожность осталась. Появились навязчивые мысли о болезни, реанимации, о невозможности выздоровления, о том, что буду находится в больнице долго, все плохо, «можно вообще не выкарабкаться» и т.п. И все это опять не отслеживается сознательно, просто плохой день, просто такая обстановка, все так и должно быть. И если бы я специально не напоминал себе делать психологические упражнения и не знал, как должно быть на самом деле, то воспринимал бы это как адекватное состояние, хотя это вообще не так.
В первую ночь было хреновей всего.
Это как раз был восьмой день, а считается, что с 6-го по 9-й дни самые тяжëлые при ковиде. Свет автоматически выключили в 21.00, светился только коридор и пост медсестер. В палате прохладно, а с учётом температуры, постоянно мëрзнешь, руки холодные (или так кажется), когда укрываешься одеялом -жарко, открываешься обратно - холодно. В эту ночь я вообще не спал.
Помню, возможно, проваливался в дрëму ненадолго и даже не мог точно сказать, спал я или нет в эту ночь. Точно помню зелёные часы над постом медсестер, и что на каждое изменение времени у меня был свой отдельный бредовый внутренний диалог. Например, 3.45 – это значит что скоро рассвет, 3.46 - почему так долго, 3.47 – вдруг у меня уже ещё больше поражение, 3.48 – вырубился, 3.49 – этот холод просто вымораживает.
Такие мысли были всю ночь, и хотя ты даже не можешь их запомнить, они очень сильно мешают, а когда закрываешь глаза, то образы начинают скакать в голове. Это очень выматывает, и я еле дождался утра, когда включили свет.
Потом было уже легче, и хоть следующие ночи я тоже плохо спал, по 3-4 часа, но такого бреда уже не было.
Помогло мне то, что я пообещал близким делать психологические упражнения, и старался выполнить это обещание. Что именно можно делать при ковиде, я напишу отдельно с примерами, иначе получится очень длинная статья. В общей сложности я делал упражнение раз 5 или 6, некоторые моменты даже не могу вспомнить, но помню, что боролся с этим состоянием, и обязательно доделывал до конца. Это на самом деле самое главное.
Вообще мне казалось, что я достаточно стрессоустойчивый, и невозможность справится с этим состоянием меня выбивала из колеи. Только сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что это было не психологическая причина, а физическая. Это как при алкоголе, если даже хочешь протрезветь, делаешь для этого что-то, концентрируешь внимание, то все равно это пропадает и неустойчиво, потому что, пока не будет выведены вещества из организма, состояние опьянения будет сохраняться.
С похожими трудностями наверное сталкиваются альпинисты, так как находятся в области разряженного воздуха, и проблема с недостатком кислорода влияет на сознание.
Когда приехал домой.
Хотел озвучить один очень важный момент. Все время, пока я был в ковид-центре, у меня в голове постоянно был внутренний диалог, в большей или меньшей степени, но он присутствовал всегда. Это ещё связано с тем, что в палате постоянный шум от разговоров и звонков, нет тишины, чтобы отдохнуть.
Когда я приехал домой, выспался и нормально поел, то я с удивлением отметил тишину в голове. Это было так резко и остро, что стало сродни открытию. До этого момента я не осознавал, что постоянный диалог был и все время тянул из меня силы. А тишина в голове это естественное состояние, комфортное и энергоэффективное.
Также вернулось чувство юмора, которое пропало во время болезни. Чувство юмора я считаю одним из признаков адекватности. Если человек может воспринимать юмор, а тем более шутить, это значит, что он достаточно расслаблен, чтобы видеть много разных смыслов и ассоциаций. В стрессовом состоянии, или когда человек слишком серьёзен, этот навык отсутствует и не такой гибкости.
Надеюсь, эта информация поможет понять, что при ковиде нужно следить за своим психологическим состоянием, и помнить, что все изменения могут происходить незаметно, поэтому отследить их не так просто как кажется.
Если бы у сразу меня было бы чёрное депрессивное настроение или лились слезы из глаз, это было бы явно и четко, и было бы сразу ясно, что что-то тут не так.
А незначительные изменения приводят к тому, что ты постепенно оказываешься в этом черном депрессивном настроении, но считаешь, что это нормально. Именно это самое страшное.
Есть очень интересная мысль, высказанная психологом Павлом Лебедько в его книге «Практика самогипноза. Прыжок мага», что время болезни - это время для отработки механизмов выздоровления, потому что в здоровом состоянии их отрабатывать можно только теоретически. Поэтому, как не странно это звучит, из болезни тоже можно извлечь пользу, только, конечно, не стоит ради этого специально болеть.
О том, какие именно упражнения стоит делать при ковиде и что именно мне помогло можно прочесть в этой статье.