После урегулирования нагорно-карабахского конфликта, многое начинает меняться, что-то восстанавливается, что-то строится заново, что-то появляется впервые. Одним из направлений деятельности в регионе является восстановление транспортного сообщения.
Важно понимать, что это направление деятельности не только одно из наиболее перспективных сегодня, но и в то же время одно из наиболее затратных.
Проблемы, парализовавшие транспортное сообщение в регионе, начались ещё во времена распада СССР и последовавших за ним региональных конфликтов. Географическое препятствие в виде армянских земель между Нахичеванской АССР и основной территорией Азербайджана, обретённая закавказскими республиками независимость, армяно-азербайджанская война и ряд других событий привели к полному прекращению движения поездов между двумя постсоветскими республиками. Кроме того, на прекращение движения между Нахичеванью, Азербайджаном и Ираном оказали влияние действия последней из упомянутых сторон, в результате которых по крайней мере для одного из участков железной дороги нужно заново пробивать трассу по горам.
Но есть и иные способы восстановления железнодорожного сообщения между Арменией, Азербайджаном и Ираном, которое, стоит отметить, рассматривается как один из маршрутов Транспортного коридора "Север-Юг".
Во-первых, сегодня действует сообщение по направлениям Баку-Тбилиси и Ереван-Тбилиси.
Во-вторых, на направлении Ереван-Нахичевань восстановления требует лишь участок протяжённостью 500-600 метров, расположенный на границе Армении и этого азербайджанского эксклава.
В-третьих, несколько более затратный вариант, предусматривающий восстановление работоспособности сообщения между азербайджанским Казахом и армянским Иджеваном.
Сегодня в регионе существуют и функционируют транспортные инфраструктуры, действующие в обход армянских территорий. Они есть на северном, западном и восточном направлениях. При появлении соответствующих путей с южной стороны, Армения рискует остаться в полной транспортной изоляции. Но в то же время внутри самой Армении далеко не все поддерживают идею создания на территории страны линии связи между Азербайджаном и Нахичеванской АР. А ведь раньше, ещё в советские годы, такой короткий путь приносил стране значительные транзитные доходы.
Раньше Армения действительно обладала серьёзными конкурентными преимуществами в сфере грузоперевозок, но со временем утратила их и сегодня не особо стремится восстанавливать.
Сегодня значительный интерес в регионе, в том числе и в сфере транспортного сообщения, имеет Турция, которая серьёзно нацелена всеми доступными средствами лоббировать собственные интересы. А в связи с оказываемой в период конфликта военной помощью, у неё есть и рычаги влияния на власти Азербайджана.
Кроме того, развитием транспортного сообщения здесь заинтересованы в том числе Иран и Индия, которые получат более короткий выход на рынки Центральной и Северной Европы. С Арменией или без, но транспортные маршруты в регионе так или иначе со временем начнут свою работу. Что ждёт на этом направлении, которое в перспективе способно приносить стране весомую прибыль, саму Армению вопрос пока открытый и в большей степени зависит только от решения властей самой страны.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"