Большетаябинское городище является самым крупным (26 га) и наиболее известным памятником археологии в Чувашии. Относится к городам Волжской Булгарии XI-XIII вв . Это самый северо-западный укрепленный пункт булгар на границе с мордовскими землями. За прошедшие годы (экспедиции А. П. Смирнова 1948 г., Г. А. Федорова-Давыдова 1957 г., В. Ф. и Б. В. Каховских 1984 г., 1992 г.) на памятнике вскрыто около 1200 кв. м, изучены остатки общественной кирпичной бани, мастерской по производству керамики, кузница, оборонительные валы с деревянными стенами, жилые и хозяйственные постройки, могильник.
Город возник до начала татаро-монгольского нашествия, и пока здесь не встречались находки золотоордынского времени, то есть второй половины XIII века. Когда в конце XVI века сюда пришли чуваши, они видели это место, называли его «хула» – то есть знали, что это был город. Более того, они считали это место священным: в верхних слоях этого рва нашли следы Киреметя – монеты, кости животных. То есть, видимо, этот ров они использовали в качестве священной площадки. Монеты датируются серединой XVIII – 60-ми годами XIX века: как минимум в течение ста лет здесь проводили священнодействия.
А сами валы использовали в качестве так называемых земляных ворот. В годы эпидемий или каких-то сложных событий через них прогоняли через скот, как бы очищали животных от болезней. С середины XIX века городищем заинтересовались ученые. Появились публикации в научной литературе: чувашская интеллигенция, краеведы пытались описывать этот город. Первые раскопки проводились в 1948 году, сразу после Великой Отечественной войны. Московские археологи под руководством Алексея Петровича Смирнова совместно с Институтом гуманитарных наук (тогда он назывался НИИ языка, литературы и истории) выехали в Яльчикский район на экспедицию.
Кто здесь жил?
На этой территории проживали волжские булгары, но не только они, поскольку Волжская Булгария была политическим союзом разных племен и народов.
По находкам археологов видно разный этнический состав населения: кроме самих булгар, тут были и угры (предки современных венгров, и не только), возможно, и мордва – есть схожая керамика».
Жившие здесь люди должны были где-то хоронить умерших. Один могильник сейчас уже откопали, но, вероятно, их было несколько, поскольку найденный – небольшой по площади. Захоронение совершалось по мусульманскому обряду: нет никакого инвентаря, человек похоронен с поворотом лица на юг и в соответствующей позе – полубоком. Известно, что в Х веке волжские булгары приняли ислам, по крайней мере часть населения, и могильник отражает этот этап существования Волжской Булгарии.О том, что город был немаленький, свидетельствуют стоявшие здесь каменные здания. Археологи-предшественники раскопали основание кирпичной бани: это была общественная баня по типу хамама, с подпольной системой отопления. А в прошлом году заложили небольшой раскоп в центре города и выявили там кузнечную мастерскую, где изготовлялись небольшие изделия – может быть, кольчуги, ременная гарнитура, наконечники стрел.
Наверняка на территории есть еще не выявленные кирпичные здания – ведь сейчас изучено менее одного процента города!