Найти в Дзене
"Атмосфера"

Николо-Пешношский монастырь: через тернии к Богу, пешком

Николо-Пешношский монастырь – один из самых древних на территории региона. Он был основан в 1361-м году, всего лишь на 24 года позже, чем знаменитая Троице-Сергиева лавра. Монастырь основал ученик Сергия Радонежского, монах Мефодий Пешношский.

Довольно странное для современного языка слово "пешношский" может быть связано с тем, что многие обеты русской православной церкви в XIV веке включали в себя покаянные пешие переходы от одной святыни к другой. По преданию, даже царь в Троице-Сергиеву лавру смиренно шел пешком, а это, на минуточку, 70 километров.

Монастырь в ту пору относился к землям Дмитровским, щедрым и богатым. Впрочем, и в самом монастыре подвизалась весьма трудолюбивая братия. Обитель принимала пожертвования, торговала хлебом, и уже к XVII веку благодаря этому полностью отстроилась в камне и обрела каменную же ограду. Еще один уровень безопасности создавала вода: монастырь стоит на воде, где река Пешношка впадает в Яхрому, окружен болотами и рукотворными прудами. Именно поэтому он благополучно избежал атаковавших его супостатов разных времён и народов.

Согласно преданию, вязовая аллея у монастыря высажено самими преподобными Сергием и Мефодием.

Благоволил монастырю и грозный царь Иван, который лично посетил обитель в 1553-м году. Он получил от местного настоятеля мудрый совет о правлении: не заводить советников мудрее себя, учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. После возвращения Иван Грозный провёл серию, как сказали бы сейчас, радикальных кадровых решений и в благодарность пожаловал монастырю богатые земли.

К советскому периоду монастырь подошел, будучи яркой жемчужиной православия на территории московской губернии. Начиналось все довольно безбедно: после революции монастырский комплекс передали филиалу Дмитровского краеведческого музея, в ведении которого он пребывал 10 лет. Благодаря упорству и вере схииеродиакона Александра Жемкова, даже будучи филиалом музея, монастырь продолжал действовать и был закрыт лишь в 1928 году.

-2

С той поры началось бесчинства. Сломали купол Сретенской церкви и передали её под жильё, а Преображенскую – под цех. Монахов начали арестовать и вывозить на Бутовский полигон. Герасим Мочалов, Иоасаф Шахов, Николай Салтыков Аристарх Заглодин-Кокорев приняли мученическую кончину. Уничтожив адептов религии, новая власть взялась за культуру.

Музейщики делали очень многое для сохранения Николо-Пешношского монастыря. Они понимали, что нельзя громить и разорять здания, представляющие историко-архитектурную ценность. Более того, директор музея Кирилл Соловьев не оставлял надежды превратить святыню в музейную экспозицию – как, например, произошло с Новоиерусалимским или Саввино-Сторожевским монастырями – и таким образом сохранить ее целостность. Он активно сопротивлялся практике изъятия монастырских ценностей. Иконы и церковную утварь прихожане прятали по домам, по соседним деревням. Таким образом сохранить некоторые особо ценные предметы. Икону Иоанна Предтечи авторства Андрея Рублева или его учеников удалось спасти, она находится в экспозиции музея древнерусского искусства. За чуждую тогдашней новой этике позицию Соловьева и его сотрудников репрессировали в 1933-м году.

Игу­мен Иоасаф (Ша­хов). Москва, Та­ган­ская тюрь­ма. 1938 г.
Игу­мен Иоасаф (Ша­хов). Москва, Та­ган­ская тюрь­ма. 1938 г.

В церкви преподобного Сергия хранился игуменский посох, деревянный потир Мефодия Пешношского и чудотворная икона Божией Матери "Прежде Рождества и по Рождестве Дева". По преданию, эту икону принёс в монастырь бывший московский купец Алексей Макеев, принявший монашество. Она была написана не на доске, а на холсте, но сняв холст, под ним обнаружили и доску древнего письма. Чудотворную икону ждала ужасная судьба. После упразднения музея многие экспонаты вместе с чудотворной иконой вышвырнули на мостовую перед зданием райисполкома прямо под ноги заключенным, строившим канал Москва-Волга.

Что не удалось сделать большевикам, доделали фашисты. В годы Великой Отечественной монастырские здания сильно пострадали при бомбежках.

В шестидесятых годах началась реставрация Николо-Пешношского монастыря. Однако в 1966-м наступил второй чудовищный для обители этап – его площади передали для размещения психоневрологического интерната. Ничем, кроме дьявольской руки, невозможно объяснить тот факт, что сразу после дорогостоящей профессиональной реставрации исторического архитектурного комплекса его передали под утилитарные нужды! Советская историческая общественность с 1975 года писала во все инстанции о нецелесообразности подобного шага, однако решение этого вопроса затянулось на долгие сорок лет.

-4

Разговоры о возвращении монастыря церкви начались при участии тогдашнего главы Дмитровского района Валерия Гаврилова. В 2007-м году стартовала реставрация церкви преподобного Сергия Радонежского, руководство интерната уступило братии южный монастырский корпус, а затем – Богоявленскую церковь. Сюда начали приходить паломники и туристы. Это возмутило администрацию интерната, и она закрыла вход посторонним на территорию монастыря. При этом внутри преспокойно бродили коровы из подсобного хозяйства, а пациенты имели возможность бродить по окрестностям.

В 2000-х годах в Николо-Пешношском монастыре снимался фильм "Палата №6" режиссёра Карена Шахназарова.

В 2000-х годах между администрацией интерната, которая вела в монастыре хозяйственную деятельность вопреки всем правилам пользования объектом культурного наследия, и Росохранкультурой началась настоящая война, которая не знала пощады. Например, грунт вокруг Сергиевского храма вместе с останками похороненных здесь ранее монахов срыли экскаватором.

Однако разум и вера победили. В 2007-м году в монастыре прошло первое за 80 лет богослужение, на которое прибыл сам митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Тогда и замироточил список с чудотворной иконы Божией Матери…

Далее обители передали отремонтированную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского и Сретенский храм, колокольню и гостиничный корпус, но психоневрологический интернат при этом территории монастыря не покинул. Лишь в 2014-м году его перевели на территорию соседнего посёлка Луговой. Более того, по словам экскурсовода и историографа Николо-Пешношского монастыря отца Мирона, уже в наше время душевнобольных снабжали швабрами и велели сбивать фрески с церковных стен…

-5

Сейчас монастырь прекрасно виден с Большой бетонки, он открыт для посещения туристами и паломниками, никаких душевнобольных, никакой разрухи. Он представляет собой довольно эклектичное, яркое архитектурное собрание. Помимо собора Николая Чудотворца, расположенного в самом его сердце, здесь есть церкви во имя Сергия Радонежского (на могиле основателя монастыря), Мефодия Пешношского (она расположена в колокольне), Сретения Господня (в трапезном корпусе), Преображения Господня (надвратная) и Дмитрия Ростовского, братские и трапезные корпуса. Интересен и по крупицам восстановленный монастырский некрополь. Зная предысторию места, на все тут смотришь особым взглядом…

За территорией монастыря работает небольшой зоопарк, основанный игуменом Григорием. Главная звезда его – дружелюбная верблюдица Маруся, а компанию ей составляют пятнистые олени, страусы, ослики, лошади, волки и лисы. Все живут вместе, как на библейском ковчеге, оберегаемые братией, и думая о том, что наконец в обитель пришли долгожданные мир и покой.

Автор статьи - Дмитрий Котов
. Оригинал статьи на сайте: https://www.i-podmoskovie.ru/history/nikolo-peshnoshskiy-monastyr-cherez-ternii-k-bogu-peshkom/. Фото: visitdmitrov.ru, пешноша.рф, azbyka.ru