У каждого из нас, в памяти есть теплые воспоминания о игрушках из далекого детства. Поколение постарше с трепетом вспоминает, какие у них были игрушки советского производства. Серьезные электронные игрушки стоили дорого, позволить себе могли не все, но зато о них знали и мечтали многие. Тема покорения космоса, породила большое количество планетоходов, луноходов, вездеходов, в том числе и с программным управлением.
Луноход Электроника ИМ-11, имеющий на борту микроконтроллер, стал наиболее популярной и пожалуй единственной в своем роде, электронной программируемой игрушкой ( выпускалась вплоть до 93г).
Многие скажут что ИМ-11 плагиат, наши содрали у американцев, и т.д.
Да, это советский клон известной, американской игрушки Bigtrak, но его не просто ''содрали'' , а взяли за основу и доработали.
Огорчает тот факт, что у нас не cмогли с нуля разработать подобное. Однако все не так плохо.
Интернет великая вещь, и порой с помощью него можно не только смотреть на «падающих котиков», но и делать интересные открытия.
Так, на одной из торговый площадок, мне попался лот о продаже редкого программируемого вездехода «Фобос». Поиск о нем не дал результатов, разве что пара человек упоминала о нем в своих постах следующую информацию:
Вездеход — игрушка. Поначалу маркировался «МАК А-13».
Отличался «механическим» программированием при помощи восьми трёх позиционных движковых переключателей в задней части кузова. О нём практически ничего не известно кроме нескольких фотографий в Сети. Всего восемь команд. Очень редкая вещь. Продано всего несколько экземпляров из-за нереальной цены на то время-55 рублей! Сделана была мелкая опытная партия около 20-30 таких вездеходов и выставлена в крупных универмагах для изучения спроса. Товар не пошёл, производство тут же свернули.
Но самое главное, что поиски привели меня к человеку, у которого я благополучно купил живой экземпляр этого динозавра. Если он читает эти строки, то еще раз спасибо тебе огромное.
Итак, мы имеем полный оригинальный комплект — коробка, инструкция и сам вездеход.
Производство: г. Минск, ул. Бехтерева, 18. Фирма «Мир». Дата: 04.1992 г.
Заводского номера игрушка не имеет, как и цены. Кстати я долго искал на корпусе ценник, пока не увидел в инструкции 92-й год ( кто не понял, после 91-го года, как развалился союз, цену на товары не наносили).
Небольшая выдержка из инструкции:
«Вездеход «Фобос» — транспортная игрушка, программа действий которой определяется заданием, которое игрок формирует блоком переключателей.
Игрушка помогает развивать внимание, тренирует пространственно-временное воображение в ситуации «движущийся объект на поверхности».
Ох умели раньше писать мануалы. Читаешь и думаешь, что купил машину времени, а не игрушечный вездеход.
На бумажной коробке, красиво красуется вездеход с надписью «Мак А-13». Как говорится — ожидание и реальность. К сожалению красочная картинка, не совсем похожа на то, что находится внутри. Непонятно почему вышла такая разница, может действительно это была экспериментальная модель и на упаковке изображен концепт.
Первым делом я решил сравнить габариты Фобоса и Электроники. Собственно фото прекрасно отражает масштаб игрушки.
Гусеничная платформа «Фобоса» встречалась и на других игрушках, производимых на заводе «Мир».
Корпус двухцветный. Передняя и задняя вставка металлические с нанесенным поверх рисунком. В оригинале в игрушке отсутствуют соединительные винты, все соединяется исключительно на защелки и клипсы. В моем случае, предыдущий владелец добавил пару винтов на корпус и еще пару на крышку батарейного отсека.
Игрушка питается от 4-х элементов питания типа 343 или R14.
На верхней крышке расположен прозрачный купол, в недрах которого спрятана лампа. При включении вездеход моргает лампой и начинает движение.
Но что же у него внутри? Вообще игрушка интересна тем, что в ней нет какого-либо микроконтроллера. Программирование маршрута, заключается в переключении 8-ми, 3-х позиционных переключателей.
Получается программа состоит из 8 циклов. Из доступных действий, мы можем двигаться вперед, влево и вправо. Заднего хода нет.
Также нет команды на моргание лампы и подачи звука.
Звуковой эффект это отдельная фишка этого вездехода. Очень понравилось как просто и со вкусом инженеры реализовали звуковой эффект. Но об этом чуть позже.
Внутри корпуса присутствует два блока:
— плата управления;
— блок ввода команд.
Внутренности конечно оказались изрядно потрепанными. К лампе, провода кустарно припаяны, дорожки на плате управления подвергались пайке, причем весьма неаккуратной. Провода лежат в хаотичном порядке.
С обратной стороны на плате расположена следующая элементная база:
— пара микросхем К561ИЕ8 которая является десятичным счетчиком с дешифратором. В своей структуре микросхема имеет счетчик Джонсона (пятикаскадный) и дешифратор, позволяющий переводить код в двоичной системе в электрический сигнал появляющийся на одном из десяти выходов счетчика.
— пара микросхем К561ЛА7 выполняющая логическую функцию И-НЕ, содержащей 4 логических элемента 2И-НЕ.
Вот отсюда и ограниченность 8-ю циклами программ вездехода.
Под платой находится еще один интересный элемент, маленький вибромотор. Да! Именно он отвечает за звуковые эффекты. Гениально и просто, а главное звук создается весьма специфический.
Конечно оставить такой хаос я не мог и в течении часа, приводил все в порядок. Все дорожки зачищены и пропаяны, провода скреплены по старой советской традиции капроновой нитью.
Ну и небольшой видеоролик работы вездехода.
Инструкция весьма лаконична, с содержанием можно ознакомится на фото.
Вот такой программируемый вездеход, являющейся уже частью истории, о которой важно помнить.