Продолжение истории про институт
Есть в моем дипломе оценка, которая для меня дороже медали. А дело было так. Мы сдавали "Научный коммунизм". Это был настолько важный экзамен, что его принимал не один преподаватель, а целая комиссия.
И во главе этой комиссии сидел тот самый историк, который говорил нам:
-Никто не знает историю КПСС на "отлично", даже я сам.
А еще этот историк однажды поймал меня при попытке совершить тяжкое преступление: удрать с его лекции в пятиминутный перерыв. Я была уверена, что он меня отлично запомнил.
Оценки нам сразу не сообщали. Мы должны были ждать в коридоре, пока не ответят все. Потом комиссия совещалась и только после этого нас пригласили для оглашения оценок.
Сижу я тихо за партой, занимаюсь любимым делом: разглядываю узоры на своей одежде. Ничего хорошего не жду, при таком-то председателе комиссии!
А он тем временем взял в руки чью-то зачетку и говорит:
-Мы посовещались и решили, что поставим в вашей группе оценку "отлично" только одному человеку.
В аудитории наступила подозрительная тишина, я поднимаю голову и вижу, что историк стоит около меня и улыбаясь, протягивает мне мою зачетку! Офигеть!
До этого пятерки у него получала только Виктория Манианини. Наконец-то я её уделала!
***
Моя ночная работа отнимала у меня столько сил и времени! Но зато давала мне самое главное: деньги и независимость, а еще спасала мое ЧСД. Благодаря своей работе я не чувствовала себя нищей рядом с грузинками в бриллиантах и молдаванками в итальянских дубленках.
Конечно, у меня не было мехов и драгоценностей, я тратила свои деньги на другие цели.
Для меня нет ничего хуже нищеты. Человек, стесненный в средствах, будет думать только об одном: где ему взять эти самые средства?
Он не будет дарить подарки друзьям, покупать книги, не пойдет в музей или театр.
Для меня деньги - это прежде всего свобода. Возможность жить так, как я хочу, развиваться духовно и физически. Возможность чувствовать себя в безопасности.
До поступления в институт я жила в глухом лесном поселке, где любимым занятием аборигенов было выйти на крыльцо и пострелять из охотничьего ружьишка, выражая восхищение красотой родного края. А еще почти все местные не могли жить без огненной воды. Какая уж тут культура?
Приехав в Иваново, я быстро поняла, какие возможности может дать жизнь в крупном областном центре.
Первое, что я сделала на первом курсе - купила годовой абонемент в драмтеатр. Потом стала ходить в музыкальный театр, потому что мне понравились оперетты.
Однажды я узнала, что в Иваново приехала передвижная выставка картин из Эрмитажа. Я поняла, что для меня это единственный шанс увидеть подлинники картин Леонардо Да Винчи и Рафаэля.
И я была права, вот мне уже 60 лет, а я так ни разу и не была в Санкт-Петербурге.
А еще я решила приобщить к прекрасному хоть одну из своих подруг. Оксана отказалась сразу и я её поняла, к ней только что вернулся муж и она все свое время проводила с Олегом.
Аллу я решила подкупить обещанием после музея до отвала накормить мороженым. Сначала она согласилась, но в последний момент идти отказалась. Тогда я стала приглашать на выставку всех, кого встречу.
Картины Рафаэля и Леонардо никого не интересовали. Пришлось идти одной.
А потом в Иваново приехал балет. Я купила билет на "Лебединое озеро". Мечта у меня была такая. Но тут моя сменщица заболела не вовремя и поход в театр сорвался. Надо было куда-нибудь пристроить билет на балет.
Нет, не продать, хотя бы кому-нибудь отдать бесплатно. Но все студенты твердили, что у них нет времени. Я обошла почти всё общежитие и, наконец, возмутилась:
-Почему у вас нет времени? Почему у меня есть время?
Мало кто из студентов знал, что в городе есть отличный краеведческий музей, а еще музей ивановского ситца и музей Первого совета. Мы ходили в эти музеи вместе с дочкой. Она, как и я, была в восторге. Только мне понравились больше экспозиции про ткачество, а ей про животных и птиц.
После защиты диплома нам вручили обходные листы. Вот тогда многие студенты впервые узнали, что в институте, оказывается, есть художественная библиотека!
Так что все эти утверждения о том, что СССР была самой читающей и самой культурной страной в мире, вызывают у меня большие сомнения.
К пятому курсу я научилась виртуозно балансировать между учебой, работой и отдыхом. И еще раз убедилась, что была права, решив не упираться на получение одних четверок и пятерок. Несколько троек в моем дипломе никак не повлияли на мою дальнейшую судьбу, зато я всегда с теплотой вспоминаю, какая интересная и насыщенная жизнь у меня была во время учебы.
Продолжение следует...
***
Друзья, предыдущую историю можно прочитать здесь:
"В моем "чулане" не было полки для хранения формул"