Найти тему
517 подписчиков

Блат в советском кино.

Кадр из фильма "Офицеры" 1971 год.
Кадр из фильма "Офицеры" 1971 год.

Сразу оговорюсь, данный пост не является попыткой опорочить советское кино или найти в нём ляпы.

Ни для кого не секрет, что многое в советское время, да и сейчас, делалось по блату (родственные отношения, знакомства и так далее). Однако, интересно другое: как отражалось сие явление в изображении на экране самого справедливого общества?

Я специально не беру перестроечные фильмы, там эта тема не только раскрыта, но и часто излишне усугублена. А вот фильмы эпохи застоя стоит рассмотреть.

Скорее всего киноманы найдут много фильмов, но я остановлюсь на нескольких.

Итак, "Ты мне, я тебе" 1976 года. Один из героев Куравлёва работает в бане, которую посещают разные важные персоны. Сам банщик ездит на Жигулях, приглашает даму в театр. Распивает импортный алкоголь, закусывая икрой. И все вокруг ему что-то достают.

Далее, "Инспектор ГАИ" 1983 года. Фильм о столкновении характеров. Многие хают режиссёра Михалкова, но актёр он гениальный. Очень наглядно изобразил сволочь, которая в погоне за местью и собственным водительским удостоверением ломает жизнь инспектору ГАИ, причём не только на службе. Пользуясь связями, он выгоняет героя Никоненко из мотосекции и портит карьеру его сестре.

Объединяет оба фильма то, что в конце оба злодея (хотя злодей довольно натянутое определение) исправляются.

Любимая многими комедия "Мимино", 1977 года. Ну в этом фильме блат проскакивает, как минимум в трёх эпизодах. Сначала при устройстве в гостиницу с помощью героя Басова, затем на судебном процессе (ведь, где-то достали люстру, выдав за изделие из венецианского стекла). Я имею ввиду, что сделали так, будто достали редкую вещь по знакомству.

Ну и напоследок зрители могли наблюдать зачисление главного героя на международные авиалинии. Хотя там получилась накладка, но очень характерно герой Леонова чуть ли без стука заходит в рабочий кабинет и решает вопрос.

И, кстати, несмотря на использование личных знакомств, Валико не вызывает негодования у зрителей.

А вот с последним фильмом в моём списке сложнее. Это легендарная картина "Офицеры". А конкретнее эпизод, в котором суворовец убывает в отпуск вместе с генералом Трофимовым. Вспомним, что сам генерал отказался хлопотать за проштрафившегося внука, и эта сделала Люба.

Вот интересно, чем начальник Суворовского училища был так обязан военному медику в отставке, что выполнил её просьбу, не сообщив об этом генералу Трофимову?

Я понимаю, что этот эпизод вставили в фильм, чтобы подчеркнуть преемственность поколений. Но по сути, Трофимов-младший поехал в отпуск по блату. А мне этот момент напомнил моё обучение в военном училище в девяностые. Вот представьте, курсант, у которого залётное поведение и/или плохая учёба убывает в краткосрочный отпуск, потому что был звонок из Москвы.

Поэтому, можете кидать в меня тапки, но я считаю, что бабушка поступила абсолютно неправильно. Впрочем, судя по концовке фильма, это не повлияло на будущего офицера негативно.