<!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-536870145 1107305727 0 0 415 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} p.MsoBlockText, li.MsoBlockText, div.MsoBlockText {mso-style-unhide:no; margin-top:0cm; margin-right:-9.25pt; margin-bottom:0cm; margin-left:36.0pt; margin-bottom:.0001pt; text-indent:18.0pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; font-size:10.0pt; mso-ansi-font-size:10.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->
Существует множество различных версий о происхождении русов – предков русского народа: от варягов, мадьяр, хазар, иранцев, арабов и вплоть до евреев и прочих неизвестных племён. Некоторые исследователи выдвигают версию о происхождении русов от тюрок, т.к. находят, что в русском языке содержится огромный пласт тюркской лексики. Они считают, что самым надёжным источником в определении принадлежности этносов является язык, что идентичность языка народов указывает и на единство их этнического корня.
Однако сходство языка народов это совсем не необходимый и недостаточный признак единства этнического корня этих народов. К примеру, американские негры говорят на английском языке. Но это не значит, что негры произошли от англичан и принадлежат к английской нации. Многие народы меняли свой язык и переходили на язык других народов, например, монголоязычные джалаиры, найманы, онгуты, кереиты, мангыты и др. в XIII - XIV в.в. перешли на тюркский язык.
Теперь о тюрках. «Тюрки» - такой нации не существует, и никогда не существовало. Название «тюрк» произошло от названия небольшого этноса «тюркют» - помесь потомков хуннов с предками монголов – сяньби, которые в VI в основали. Тюркский каганат. В дальнейшем этноним «тюрк» стали перенимать и другие племена, вошедшие в состав Тюркского каганата, как потомки хуннов, так и иного, разного происхождения. Хотя численный состав таких племён был мал, их было очень много, и каждое племя имело своё название: Чуюе, Чумугунь, Басмал, Чубань, Карлук, Ягма, Чигиль и пр. А арабские писатели тюрками стали называть всех кочевников Азии на севере от Амударьи. В настоящее время термин «тюрк» имеет исключительно лингвистический смысл. Сейчас тюрками называют народы, говорящие на диалектах тюркского языка.
Все эти народы имеют разное происхождение и их никак нельзя относить к одной тюркской нации, как нельзя относить к одной английской нации другие народы (канадцы, американцы, новозеландцы, австралийцы и др.), говорящие на английском языке. В данных случаях идентичность языка этих народов указывает не на единство их этнического корня, а только указывает на этнос, от которого распространился этот язык, на который перешли и другие народы, разные по происхождению, относящиеся к разным расовым группам, разнесённые в пространстве и времени. Большинство тюркоязычных народов в большей или меньшей степени монголоиды, а вот туркмены, азербайджанцы, турки-османы монголоидной примеси не имеют. А такие народы как чуваши и балкарцы сложились в народности раньше, чем сами тюрки-тюркюты. Из всех же тюркоязычных народов только туркмены и турки сохранили название «тюрк», остальные стали называться по другому.
От какого же древнего этноса мог распространиться тюркский язык? Языковеды установили, что тюркский язык похож на язык североамериканских индейцев племени «Дакота». Очень много дакотских слов и тюркских слов совпадают по звучанию и смыслу. А антропологи в некоторых скелетах III -II тысячелетия до н.э. найденных на территории Сибири, где проживал древний народ, который китайцы называли «динлин», выявили американоидные черты. Похоже, от этих динлинов и распространился язык, который впоследствии стали называть тюркским.
Современные археология и палеоантропология установили, что на территории Минусинской котловины, Саяно-Алтайского нагорья, Тувы в глубокой древности (с 2000 г. до н.э.) возникла так называемая афанасьевская археологическая культура. Этих насельников – «афанасьевцев» китайцы и называли динлинами. «Афанасьевцы» - динлины по антропологическому типу были европеоидами. Советский антрополог Дебец Г.Ф. сделал вывод, что «Южная степная полоса Сибири до Енисея была заселена европейцами (по антропологическому типу) ещё в палеолите».
Южная ветвь динлинов, на юге Саянских гор, около 1200 г. до н.э. вошла в состав хуннов, которые к III в. до н.э. заняли территорию Центральной Монголии и степное Забайкалье. Хунны были гегемонами в Монгольской степи около 1000 лет, они устояли в неравной борьбе с Китаем, но не устояли против сяньбийцев – предков монголов, перехвативших гегемонию в степи во II в. н.э. Хунны, как было установлено, были тюркоязычны, но как любой большой народ не были расово монолитны и имели небольшую монголоидную примесь. Потомки хуннов приняли участие в этногенезе многих тюркоязычных народов.
Потомками динлинов были и кыпчаки, обитавшие на склонах Алтая в бассейне среднего Иртыша, впоследствии расселившиеся по территории Центрального Казахстана и проникшие в Северное Причерноморье. Они также были тюркоязычны и вошли в состав многих тюркоязычных народов. Тюркоязычными были и уйгуры, печенеги и группа племён под общим названием «теле». Ещё одной ветвью потомков динлинов были Енисейские кыргызы – ныне хакасы. Таким образом, получается, что тюркский язык распространился от динлинов через их потомков: хуннов, кыпчаков, теле, кыргызов и пр. Поэтому правильнее этот язык называть не тюркским, а древним динлинским языком.
Некоторые тюркоязычные народы авары, печенеги, торки, половцы ушли на Запад, расселившись в Причерноморье, на границе с Русью. Видимо поэтому все тюркские слова, встречающиеся в русском языке, считаются заимствованными от этих тюркоязычных соседей Руси. Однако есть основания считать появление тюркской лексики в русском языке непосредственно от какого-то древнего тюркоязычного народа, ставшего одним из составляющих славянства.
Западную половину Южной Сибири от верховьев Енисея, территорию Северного и Западного Казахстана до Урала около 1750 – 1200 гг. до н.э. занимали насельники, создавшие андроновскую археологическую культуру. Но название этих насельников не дошло до наших дней. «Андроновцы», также как и динлины, были европеоидного антропологического типа. Это были осёдлые племена, основным их занятием было скотоводство и мотыжное земледелие. Элементы андроновской культуры напоминают минусинский вариант афанасьевской культуры и в этом возможно рассматривать динлинское происхождение «андроновцев».
Известно название более поздних «андроновцев». Но название этого этноса дошло до наших дней явно в искажённом виде: сыбир, сибир, сибур, сабир, савир – по-гречески, отсюда произошло и название края, где проживал этот этнос: Сибирь. Дело в том, что иноземцы слова из чужого языка произносят с искажением. Например, слово «Москва» англичане произносят как «Москов», а немцы как «Москау», слово «Россия» англичане произносят как «Раша», а казахи как «Ресей». А во времена Ломоносова русские вместо «Ньютон» говорили «Невтон». А исследователи китайских летописей иероглиф, означающий у китайцев слово «Чина», прочитали как «Китай» - так и осталось. Так и название Сибирского этноса «сибир» или «савир» дошло до нас искажённым.
Древнейший период истории Сибири, как и других регионов Земли, характеризуется неустойчивостью этносов, находящихся в постоянном движении либо в поисках лучших условий жизни, либо под давлением агрессивных соседей. Причём на протяжении тысячелетий прослеживается постоянная миграция на Запад. Есть основания предполагать, что и часть сибиров (савиров) во II тысячелетии до н.э. переселилась в Северное Причерноморье и Среднее Приднепровье, став, по-видимому, одним из компонентов славянства.
Славян знали уже в I в. н.э., античные писатели называли племена, населявшие территорию от северных склонов Карпат до Балтийского моря венедами, а племена, проживающие к востоку от венедов - сербами. Это название «сербы» (или «сербь» по древнерусской летописи) очевидно, произошло от «сибирь» («сыбир», «сибур») – очень заметно созвучие этих названий. (Также как и позднее название части этого же народа: Руги, Русы, Руссы, Россы, Росы, Русь). Во II - III в.в. н.э. Среднее Приднепровье заняли сарматы и потеснили сербов, часть сербов ушла в Придунавье и на Балканы, где вместе с другими славянскими племенами в V –VI в.в. начали войну с Византией. Здесь славянские племена стали объединяться в народности, одна из которых стала прозываться сербами, очевидно сохранив самоназвание своих предков. Другая часть сербов, притесняемая сарматами, переселилась на северо-восток, в верховья Днепра, и осталась неизвестной иностранным писателям. Эти племена в древнерусской летописи называются «севры», «севера», «северяне». Эти названия созвучны греческому названию сибиров – «савиры».
Теперь о языке, на котором говорили сибиры – савиры. В IV – III в.в. до н.э. на территории Западной Сибири прослеживается становление и развитие угорских и самодийских народов – южнохантыйских, сменивших сибиров. Историки отмечают, что в VI – IX в.в. н.э. сюда в лесостепную зону прослеживается проникновение тюрок, где начался процесс формирования таких народов как обские угры и сибирские татары. К XIV в. на значительной части Южной Сибири сформировались тюркоязычные тобольские, ишимские, иртышские и барабинские татары, которых стали называть сибирскими.
Омские историки, археологи и антропологи установили, что сибирские татары сформировались в результате смешения местного угорского населения (южные ханты) с пришлыми тюркоязычными кочевниками – кыпчаками. Б.А.Коников в книге «Омское Прииртышье в средние века» пишет: «По данным археологии и антропологии, тюркоязычный компонент был представлен кипчакскими племенами конца I тыс. н.э. Однако надо подчеркнуть, что роль пришлого населения не была столь велика, чтобы существенно сказаться на антропологическом типе. Подчеркнём ещё раз. Угорский – южно-хантыёский этнос остался определяющим…».
Это что же получается? Группа тюркоязычных кыпчаков проникла в лесостепную зону Сибири, попортила всех хантыйских девок, которые нарожали от кыпчаков детей, но эти дети не были похожи на кыпчаков, зато заговорили на кыпчакском языке. Так не бывает в природе. Чтобы какой-то народ смог перейти на язык другого народа требуются столетия. Здесь напрашивается другой вывод: южно-хантыйский этнос стал тюркоязычным гораздо раньше того, как встретился с кыпчаками. Угорский – южно-хантыйский этнос имеет глубокие местные корни, уходящие в местные культуры каменного века – это потомки многочисленного этноса сибир, наследника андроновской культуры. А многие факты указывают на динлинское происхождение «андроновцев», что указывает и на их тюркоязычность. Так что сибиры – савиры могли перенять тюркский язык у «андроновцев» и передать его своим потомкам – южным хантам. А часть кыпчаков, переселившись из Алтая в лесостепную зону Сибири, перемешалась уже с тюркоязычными южными хантами, образовав этнос сибирских татар.
Тюркоязычные сибиры-савиры или какая-то их часть, переселившись в Северное Причерноморье и Приднепровье, оказались здесь не единственными. Тут давно уже обитали скифы, а в Ш в. до н.э. в Причерноморье расселились ираноязычные племена сарматов: аланы, россомоны, савроматы, языги. В III в. н.э. сюда проникли прибалтийские племена ругов, бежавших от готов частью в Приднепровье, частью в Придунавье. Следом за ними в этом же веке вышли к Чёрному морю и готы. Все эти народы не исчезли бесследно, часть их, безусловно, приняла участие в этногенезе славянских народов.
Хотя большинство исследователей считают, что все тюркские слова, встречающиеся в русском (славянском) языке, являются заимствованными, нельзя исключать, что тюркская лексика перешла в русский (славянский) язык вместе с народом – носителем тюркского языка, а именно с сербами (сибирами-савирами), которые, однако были не тюрками, а были непосредственными потомками, другой ветвью, древних динлинов.
В «Повести временных лет» есть рассказ – предание, свидетельствующее, что русичи владели тюркским языком. В 967 г. киевский князь Святослав Игоревич отправился из Руси с войском покорять Болгарию. Печенеги, узнав, что Святослава нет на Руси, осадили Киев, где затворились киевляне и мать Святослава, княгиня Ольга с внуками. Тогда решили послать гонца за помощью к Святославу. «Я пойду!» - вызвался один отрок. Он вышел из города с уздечкой и, проходя через стан печенегов, стал спрашивать по-печенежски, не видел ли кто его коня. И печенеги приняли этого отрока за своего, так он беспрепятственно прошёл через печенежский стан.
Когда-то единая праславянская семья разделилась на западную ветвь – венедов и восточную – сербов. Однако и в последующее время процесс этногенеза славянских народов не прекращался. Славянские племена проникают на юго-запад, в Придунавье и на Балканы, и на северо-восток, в бассейн озера Ильмень. При этом происходило слияние славянских племён с другими племенами, как с родственными, так и не славянскими по происхождению, говорящими на других языках. Этническое слияние сопровождалось и языковой ассимиляцией. Следствием чего было исчезновение одного языка и сохранение другого, но уже претерпевшего изменение и отличающегося от корневого, в котором уже содержались некоторые элементы поглощённого языка.
Исследования известного русского филолога А.А.Шахматова свидетельствуют, что уже в начале VI в. сформировались три группы славянских языков: западнославянская, из которой потом возникли языки польский, чешский, словацкий; южнославянская, из которой возникли языки болгарский, македонский, сербохорватский; восточнославянская, из которой возникли языки русский, белорусский, украинский.
Хорватский учёный Ю.Крижанич, живший в России в XVII в., которого считают отцом славянской филологии, называл Русь корнем всего славянства. Он писал: «Всем единоплемённым народам глава – народ русский и русское имя потому, что все словяне вышли из русской земли, двинулись в державу Римской империи, основали три государства и прозвались: болгары, сербы и хорваты; другие из той же русской земли двинулись на запад и основали государства ляшское и моравское или чешское. Те, которые воевали с греками или римлянами, назывались словинцы, и поэтому это имя у греков стало известнее, чем имя русское, а от греков и наши летописцы вообразили, что будто нашему народу начало идёт от словинцев, будто и русские, и ляхи, и чехи произошли от них. Это неправда, русский народ испокон века живёт на своей родине, и остальные вышедшие из Руси, появились, как гости, в странах, где до сих пор проживают. Поэтому, когда мы хотим называть себя общим именем, то не должны называть себя новым словянским, а стародавним и коренным русским именем. Не русская отрасль плод словенский, а словенская, чешская, ляшская – отродки русского языка. Тот язык, которым пишем книги, не может поистине называться словенским, но должен называться русским или древним книжным языком. Этот книжный язык более подобен нынешнему общенародному русскому языку, чем какому-нибудь другому словянскому. У болгаров… язык до того потерян, что едва остаются от него следы; у поляков половина слов заимствована из других языков; чешский язык чище ляшского, но также не мало испорчен; сербы и хорваты способны говорить на своём языке только о домашних делах… Одно речение у них русское, другое венгерское, третье немецкое, четвёртое турецкое или валашское, или албанское…»
Короче говоря, Ю.Крижанич утверждал, что именно древнерусский язык являлся истинным общеславянским языком, что язык дальних предков русского народа - сербов лёг в основу старославянского языка и поэтому русский язык больше всех остальных славянских сохранил сходство со старославянским языком. Действительно, дошедшие до нас письменные памятники старославянского языка IX – XI в.в. показывают, что этот язык имел несколько разновидностей, или как говорят изводов: среднеболгаромакедонский, сербский, глаголический и древнерусский.
А это говорит о том, что южнославянская группа племён так же, как и восточнославянская, являлись потомками одного древнего народа – сербов (сибиров-савиров), который в свою очередь являлся потомком древнего сибирского народа – динлин. От динлинов через сербов и обогатился русский язык «тюркской лексикой». Внесли свой вклад и более поздние тюркоязычные народы: печенеги, торки, половцы, татары.
Если ставить вопрос о едином древнем этническом и языковом корне тюрок и славян, то таковым мог быть только древний этнос – динлин.