Найти в Дзене
kino-and-more

"Агнесса: исповедь жены сталинского чекиста" (часть 1, сладкая)

Вот это книга! В нее проваливаешься с головой и читаешь запоем до последней страницы.

Мира Яковенко "Агнесса: исповедь жены сталинского чекиста"
Мира Яковенко "Агнесса: исповедь жены сталинского чекиста"

"Агнесса" - это записанные Мирой Яковенко воспоминания очень неоднозначной и откровенной женщины. Она была замужем трижды, и самым известным ее мужем был второй - Сергей Наумович Миронов, высокопоставленный НКВД-шник, активный участник и исполнитель сталинских репрессий, который позже сам попал в репрессивную машину и был расстрелян.

Агнесса была женщиной определенного склада. Что-то между Евой Браун и Лилей Брик. Иногда Скарлетт О`Хара, а иногда Эллочка-Людоедка. С ранней юности ей хотелось блистать и покорять мужчин. Во многом это определялось наличием еще более красивой сестры и их соперничеством. Ей было все равно, кто у власти - белые, красные, главное - завоевать победителя и взять от жизни с ним всё. Как только победитель становился проигравшим, она тянулась к кому-то более успешному и многообещающему. Так она в буквальном смысле сбежала от своего первого мужа ко второму (чекисту Миронову), уехала с ним на поезде и больше не вернулась. Так они смотрели друг на друга. Как в кино.

Фото из книги Миры Яковенко "Агнесса: исповедь жены сталинского чекиста"
Фото из книги Миры Яковенко "Агнесса: исповедь жены сталинского чекиста"

Агнесса с предельной откровенностью рассказывает о своей жизни с ним - с Серёжей, с Мирошей, как она его называла. О том, как она была счастлива и как блистала, была королевой всех балов-приёмов (кстати, настоящей фамилией ее мужа была - Король). В то время как в стране полным ходом шли репрессии, которые, по приказу Сталина, Ягоды, Ежова, организовывал, в частности, и ее красавец-муж. Но это была его работа, о которой она ничего не хотела знать, а он не рассказывал. Он приходил домой, снимал "панцырь" и падал в ее объятья.

Но видела она больше, чем хотела знать. Например, тела умерших от голода по сторонам железной дороги, в то время как они ехали на поезде, набитом продуктами. Но старалась не думать, не соотносить. Просто ей повезло, а кому-то нет. Она даже имена политических деятелей не запоминала, они ей были не интересны. Сталина же иронично называла "ге-ни-аль-ней-ший", а Мироша за аполитичность ласково называл ее белогвардейкой. Однажды Агнесса спросила любимого, что бы он сделал, окажись она и правда шпионкой-белогвардейкой. На что тот, не моргнув глазом, ответил: "Расстрелял бы". А потом, увидев ее слезы, смущенно добавил, что и сам застрелился бы потом. Это ее успокоило и она еще долго жила, "зажмурившись", ничего не хотела знать, кроме нарядов и приемов, кроме того, как бы понравиться мужу еще больше, кроме моря, солнца и радостей жизни. Ну просто как Ева Браун в Бергхофе.

"У меня был свой «двор», меня окружали «фрейлины» - жены начальников. Кого пригласить, а кого нет, было в моей воле, и они соперничали за мое расположение. Фильмы выбирала я, с ними только советовалась. Мы, бывало, сидим в зале, смотрим фильм; «подхалимы» несут нам фрукты, пирожные… Внутри налито мороженое с горящим спиртом, но их можно было есть не обжигаясь. Представьте себе, в полутьме зала голубые огоньки пирожных. Я-то, правда, не очень их ела, берегла талию, ела чаще всего одни апельсины".

Подхалимами Агнесса называла слуг, которые только что по земле не стелились, желая угодить. Это были слуги тех, кто избавил страну от рабского гнёта. Читаешь все это со смешенным чувством брезгливости и любопытства. Вот так оно, значит, было.

 Успешный карьерист и любящий муж. Фото из книги Миры Яковенко "Агнесса: исповедь жены сталинского чекиста"
Успешный карьерист и любящий муж. Фото из книги Миры Яковенко "Агнесса: исповедь жены сталинского чекиста"

Агнесса так подробно описывала свои платья, что Мира Яковенко, автор книги, записывавшая всё с её слов, решила включить в книгу не все описания, а иначе они бы перевесили всё остальное:

"К октябрьским праздникам она (портниха) сшила мне голубое с белым платье, рукава буфами переходили в стоячий «а-ля Мария Стюарт» воротник. Уж такого платья никогда ни у кого не было! Забыть не могу".

После одного приема ей передавали, что об их паре шептались: "«Из какой страны этот новый посол с женой?» - так мы были с Мирошей импозантны". На юге, где они были так счастливы, влюбленные много гуляли и старались придерживаться диеты, потому что питание было как на убой.

Фото из книги Миры Яковенко "Агнесса: исповедь жены сталинского чекиста"
Фото из книги Миры Яковенко "Агнесса: исповедь жены сталинского чекиста"

Что произошло с их импозантной парой дальше, читайте во 2 части.

Лайк, если было интересно!

Вот тут еще интересные воспоминания:

Мемуары ХХ века