Найти тему
Yachtsman Journal

Из истории метеорологии и морских перевозок. Часть 2.

Оглавление

Автор: Павел Кобозев

Как обеспечивается безопасность в море, и почему большие парусные суда опять популярны.

В предыдущей части читайте о “Метеорологике” Аристотеля, о средневековых мореходах, а также о создании Международной Метеорологической Организации.

Безопасность в море

Переход от паруса к двигателю во второй половине XIX века безусловно изменил саму суть морского транспорта. Однако, это не означало, что судоходство и морское сообщение сразу стали менее уязвимыми к экстремальным погодным условиям.

Крушение "Титаника" в 1911 г., повлекшее гибель 1635 человек, стало причиной двух крупнейших событий, направленных на повышение #безопасности судоходства: учреждения Международного Ледового Патруля в Северной Атлантике и принятия в 1914 г. первой Международной Конвенции по Охране Человеческой Жизни на Море (СОЛАС).

Конвенция СОЛАС включала в себя меры, касающиеся метеорологии и безопасности мореплавания. Так, СОЛАС призвала обеспечить освещение всех морских путей и рыболовных угодий прогнозами погоды, передаваемыми по радио. Это привело к развитию международной системы сбора метеорологических наблюдений из океанов, анализу данных этих наблюдений и последующей подготовке и передаче метеорологических сводок морским судам. За долгие годы труда Международная Метеорологическая Организация, а затем её преемница Всемирная Метеорологическая Организация и другие морские организации разработали скоординированную систему морских служб прогнозирования и предупреждения, охватывающую как прибрежные воды, так и открытое море.

Фил Смарт, Бюро метеорологии, Хобарт.
Фил Смарт, Бюро метеорологии, Хобарт.

В настоящее время СОЛАС содержит ряд ключевых правил, касающихся метеорологического обслуживания, которые налагают определенные обязательства на правительства стран-участниц конвенции, в частности:

  • предупреждать корабли о бурях и о тропических штормах;
  • выпускать дважды в день радио-сводки погоды;
  • обеспечить оснащение некоторых судов измерительными приборами и проводить метеорологические наблюдения;
  • организовать прием и передачу метеорологических данных с судов и на суда;
  • соответствовать техническими регламентам и рекомендациям Всемирной Метеорологической Организации

Эти правила наглядно отражают тесную взаимозависимость метеорологии и морского сообщества. Постоянно развивающиеся технологии вместе с повышающимися стандартами безопасности ежедневно сохраняют жизни тысяч людей, находящихся в море.

Глобальная морская система связи при бедствии и современные морские метеорологические службы

В 1982 году, на волне телекоммуникационной революции, была создана Система мобильной спутниковой связи (ИНМАРСАТ) , которая открыла новую эпоху морских коммуникаций. Это событие привело к разработке совершенно новой системы обеспечения безопасности на море.

С принятием на международном уровне Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии (ГМССБ) морская связь была обновлена с учетом новых разработок в области спутниковой и других коммуникационных технологий, а квалифицированные радисты, владеющие азбукой Морзе, быстро исчезли с судов.

Всемирная Метеорологическая Организация и национальные метеорологические службы, предоставляющие услуги по обеспечению безопасности на море, столкнулись с резкой необходимостью адаптироваться к новым правилам и средствам связи, игнорировать преимущества которых было просто глупо.

В течение 1980-х годов ВМО разработала новую морскую систему #радиовещания для ГМССБ. Эта система была принята на временной основе в 1989 году и в окончательном виде в 1993 году. В настоящее время она является неотъемлемой частью технического регламента ВМО.

В соответствии с этой системой радиовещания мировой океан разделен на сеть Метарегионов, для каждого из которых, определенная национальная метеорологическая служба обязана обеспечивать передачу метеорологических предупреждений и прогнозов через ИНМАРСАТ в соответствии с опубликованным графиком вещания.

В 2003 году Французская метеорологическая служба Météo France внедрила новый веб-сайт, который в режиме реального времени отображает прогнозы и предупреждения для всех 16 исходных Метарегионов .

Недавно ВМО приняла решение о внедрении пяти новых Метарегионов, охватывающих арктические воды, признавая растущее значение этого региона для морского транспорта.

Метарегионы Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии.
Метарегионы Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии.

Распространение метеорологических предупреждений и прогнозов в настоящее время является неотъемлемой частью системы ГМССБ. Регулярно запланированные прогнозы погоды, состояния моря и льда, а также предупреждения о тропических циклонах, штормах и других опасностях теперь автоматически направляются судам в море по радиопередачам INMARSAT и NAVTEX.

В настоящее время информация о метеорологических предупреждениях и прогнозах обычно представляется судовым офицерам в текстовом формате на экране компьютера или в виде распечатки. Однако, технический прогресс в системе вывода информации позволяет отображать различную информацию в электронном виде.

Традиционная передача метеорологических карт ВЧ-радио факсимильным вещанием хотя и очень ценится моряками, но постепенно сворачивается из-за дороговизны. Ей на смену приходят новые формы цифрового вещания.

Новые системы морской связи обеспечивают эффективный, точный и надежный сбор метеорологических и океанографических данных в режиме реального времени с судов в море. Такие сообщения по-прежнему имеют большое значение для предоставления точных метеорологических прогнозов и предупреждений, которые сегодня уже стали для всех обыденностью. Кроме того, такие данные вносят существенный вклад в наши знания о состоянии глобального климата, а также его изменениях.

Проблемы маленьких судов

Для многих стран обеспечение полного прибрежного покрытия средствами NAVTEX просто экономически невыгодно, в связи с чем, для судов в этих районах приходится использовать другие средства. На целый ряд судов (местные рыбацкие лодки, прибрежные паромы, небольшие грузовые суда) не распространяются #правила ГМССБ. В то же время они составляют самый большой сегмент пользователей морских метеорологических служб. Зачастую, более мелкие суда, а также суда, работающие в прибрежной зоне, наиболее чувствительны к погоде, и следовательно, наиболее уязвимыми по отношению к быстро меняющимся погодным условиям.

Прибрежные условия считаются более изменчивыми, благодаря сложному взаимодействию близлежащей суши с океаном. Следовательно, прибрежным морякам требуются детализация условий более высокого уровня. В то же время, во многих частях мира мелкие суда не имеют доступа к коммуникационным технологиям, которые используются крупными кораблями, курсирующими в открытом море. Национальные метеорологические службы предоставляют широкий спектр информационных услуг в прибрежных районах, в соответствии с потребностями этого сектора.

Радиосвязь по-прежнему является основой распространения прогнозов в прибрежных районах, и, хотя пользователи не забывают о преимуществах новых технологий мобильной связи, в основном используют именно её для доступа к целому ряду коммутируемых метеорологических служб. ОВЧ-радиопередачи метеорологической информации осуществляются во многих прибрежных районах мира и остаются незаменимым элементом морской безопасности для рыбацких суден, пассажирского транспорта, прогулочных кораблей и прибрежных торговцев.

Рыбацкие лодки в прибрежных водах. Источник: https://www.pinterest.ru/
Рыбацкие лодки в прибрежных водах. Источник: https://www.pinterest.ru/

Что будет дальше?

Появление авиации, занявшей основное внимание метеорологических служб в первой половине XX-го века, привело к некоторому ослаблению традиционно-тесных связей между метеорологией и моряками.

Однако, в последние годы эта тенденция возвращается, что объясняется сразу множеством факторов, ключевую роль среди которых достаточно сложно определить. Перечислим лишь некоторые из них:

  • основной причиной инцидентов в море по-прежнему остаётся погода (до 70% всех случаев);
  • во всём мире развивается узкопрофильное судоходство, требующее баланса между безопасностью, минимизацией потенциального ущерба, сокращением времени рейса и расходов на топливо;
  • открытие новых морских путей в полярных водах.

Все эти факторы способствуют новому признанию важности высококачественной метеорологической и океанографической информации в море.

John Sayers, Australian Antarctic Division © Commonwealth of Australia
John Sayers, Australian Antarctic Division © Commonwealth of Australia

Новая эра парусников

Сегодня в игру вступает еще один немаловажный фактор. Человечество продолжает восхищаться романтической эпохой роскошных парусников, и все чаще для глубоководных прогулочных круизов #пассажиры выбирают современные парусные суда. Такой тип океанских путешествий обеспечивает им полноценный опыт плавания под парусом, и, одновременно, подразумевает максимальный уровень безопасности, которая обеспечивается точными и своевременными прогнозами погодных условий.

Постоянно растущие цены на ископаемое топливо, экологические последствия его использования и все более приближающаяся вероятность его нехватки в ближайшие десятилетия, вновь обращают внимание морских инженеров и судостроителей на возможности использования ветра, хотя бы как частичного средства питания крупных морских транспортных судов.

Royal Clipper в западном Средиземноморье летом 2020 года. Источник: seatrade-cruise.com
Royal Clipper в западном Средиземноморье летом 2020 года. Источник: seatrade-cruise.com

Новая эра парусников, наряду с другими достижениями в области морского судоходства, свидетельствуют о том, что старые симбиотические отношения между метеорологией и моряками возвращаются. Метеорология продолжает критически зависеть от данных наблюдений находящихся в море кораблей, а безопасность и эффективность глобального судоходства сохраняют такую же зависимость от точной и своевременной метеорологической и океанографической информации, как это было во времена зарождения метеорологических служб.

-------
Спасибо, что читаете наши материалы!
Подписывайтесь, пожалуйста, на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации!
Телеграм-канал Yachtsman Journal -
https://t.me/YachtsmanJournalRussia