Автор: Павел Кобозев
Как обеспечивается безопасность в море, и почему большие парусные суда опять популярны.
В предыдущей части читайте о “Метеорологике” Аристотеля, о средневековых мореходах, а также о создании Международной Метеорологической Организации.
Безопасность в море
Переход от паруса к двигателю во второй половине XIX века безусловно изменил саму суть морского транспорта. Однако, это не означало, что судоходство и морское сообщение сразу стали менее уязвимыми к экстремальным погодным условиям.
Крушение "Титаника" в 1911 г., повлекшее гибель 1635 человек, стало причиной двух крупнейших событий, направленных на повышение #безопасности судоходства: учреждения Международного Ледового Патруля в Северной Атлантике и принятия в 1914 г. первой Международной Конвенции по Охране Человеческой Жизни на Море (СОЛАС).
Конвенция СОЛАС включала в себя меры, касающиеся метеорологии и безопасности мореплавания. Так, СОЛАС призвала обеспечить освещение всех морских путей и рыболовных угодий прогнозами погоды, передаваемыми по радио. Это привело к развитию международной системы сбора метеорологических наблюдений из океанов, анализу данных этих наблюдений и последующей подготовке и передаче метеорологических сводок морским судам. За долгие годы труда Международная Метеорологическая Организация, а затем её преемница Всемирная Метеорологическая Организация и другие морские организации разработали скоординированную систему морских служб прогнозирования и предупреждения, охватывающую как прибрежные воды, так и открытое море.
В настоящее время СОЛАС содержит ряд ключевых правил, касающихся метеорологического обслуживания, которые налагают определенные обязательства на правительства стран-участниц конвенции, в частности:
- предупреждать корабли о бурях и о тропических штормах;
- выпускать дважды в день радио-сводки погоды;
- обеспечить оснащение некоторых судов измерительными приборами и проводить метеорологические наблюдения;
- организовать прием и передачу метеорологических данных с судов и на суда;
- соответствовать техническими регламентам и рекомендациям Всемирной Метеорологической Организации
Эти правила наглядно отражают тесную взаимозависимость метеорологии и морского сообщества. Постоянно развивающиеся технологии вместе с повышающимися стандартами безопасности ежедневно сохраняют жизни тысяч людей, находящихся в море.
Глобальная морская система связи при бедствии и современные морские метеорологические службы
В 1982 году, на волне телекоммуникационной революции, была создана Система мобильной спутниковой связи (ИНМАРСАТ) , которая открыла новую эпоху морских коммуникаций. Это событие привело к разработке совершенно новой системы обеспечения безопасности на море.
С принятием на международном уровне Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии (ГМССБ) морская связь была обновлена с учетом новых разработок в области спутниковой и других коммуникационных технологий, а квалифицированные радисты, владеющие азбукой Морзе, быстро исчезли с судов.
Всемирная Метеорологическая Организация и национальные метеорологические службы, предоставляющие услуги по обеспечению безопасности на море, столкнулись с резкой необходимостью адаптироваться к новым правилам и средствам связи, игнорировать преимущества которых было просто глупо.
В течение 1980-х годов ВМО разработала новую морскую систему #радиовещания для ГМССБ. Эта система была принята на временной основе в 1989 году и в окончательном виде в 1993 году. В настоящее время она является неотъемлемой частью технического регламента ВМО.
В соответствии с этой системой радиовещания мировой океан разделен на сеть Метарегионов, для каждого из которых, определенная национальная метеорологическая служба обязана обеспечивать передачу метеорологических предупреждений и прогнозов через ИНМАРСАТ в соответствии с опубликованным графиком вещания.
В 2003 году Французская метеорологическая служба Météo France внедрила новый веб-сайт, который в режиме реального времени отображает прогнозы и предупреждения для всех 16 исходных Метарегионов .
Недавно ВМО приняла решение о внедрении пяти новых Метарегионов, охватывающих арктические воды, признавая растущее значение этого региона для морского транспорта.
Распространение метеорологических предупреждений и прогнозов в настоящее время является неотъемлемой частью системы ГМССБ. Регулярно запланированные прогнозы погоды, состояния моря и льда, а также предупреждения о тропических циклонах, штормах и других опасностях теперь автоматически направляются судам в море по радиопередачам INMARSAT и NAVTEX.
В настоящее время информация о метеорологических предупреждениях и прогнозах обычно представляется судовым офицерам в текстовом формате на экране компьютера или в виде распечатки. Однако, технический прогресс в системе вывода информации позволяет отображать различную информацию в электронном виде.
Традиционная передача метеорологических карт ВЧ-радио факсимильным вещанием хотя и очень ценится моряками, но постепенно сворачивается из-за дороговизны. Ей на смену приходят новые формы цифрового вещания.
Новые системы морской связи обеспечивают эффективный, точный и надежный сбор метеорологических и океанографических данных в режиме реального времени с судов в море. Такие сообщения по-прежнему имеют большое значение для предоставления точных метеорологических прогнозов и предупреждений, которые сегодня уже стали для всех обыденностью. Кроме того, такие данные вносят существенный вклад в наши знания о состоянии глобального климата, а также его изменениях.
Проблемы маленьких судов
Для многих стран обеспечение полного прибрежного покрытия средствами NAVTEX просто экономически невыгодно, в связи с чем, для судов в этих районах приходится использовать другие средства. На целый ряд судов (местные рыбацкие лодки, прибрежные паромы, небольшие грузовые суда) не распространяются #правила ГМССБ. В то же время они составляют самый большой сегмент пользователей морских метеорологических служб. Зачастую, более мелкие суда, а также суда, работающие в прибрежной зоне, наиболее чувствительны к погоде, и следовательно, наиболее уязвимыми по отношению к быстро меняющимся погодным условиям.
Прибрежные условия считаются более изменчивыми, благодаря сложному взаимодействию близлежащей суши с океаном. Следовательно, прибрежным морякам требуются детализация условий более высокого уровня. В то же время, во многих частях мира мелкие суда не имеют доступа к коммуникационным технологиям, которые используются крупными кораблями, курсирующими в открытом море. Национальные метеорологические службы предоставляют широкий спектр информационных услуг в прибрежных районах, в соответствии с потребностями этого сектора.
Радиосвязь по-прежнему является основой распространения прогнозов в прибрежных районах, и, хотя пользователи не забывают о преимуществах новых технологий мобильной связи, в основном используют именно её для доступа к целому ряду коммутируемых метеорологических служб. ОВЧ-радиопередачи метеорологической информации осуществляются во многих прибрежных районах мира и остаются незаменимым элементом морской безопасности для рыбацких суден, пассажирского транспорта, прогулочных кораблей и прибрежных торговцев.
Что будет дальше?
Появление авиации, занявшей основное внимание метеорологических служб в первой половине XX-го века, привело к некоторому ослаблению традиционно-тесных связей между метеорологией и моряками.
Однако, в последние годы эта тенденция возвращается, что объясняется сразу множеством факторов, ключевую роль среди которых достаточно сложно определить. Перечислим лишь некоторые из них:
- основной причиной инцидентов в море по-прежнему остаётся погода (до 70% всех случаев);
- во всём мире развивается узкопрофильное судоходство, требующее баланса между безопасностью, минимизацией потенциального ущерба, сокращением времени рейса и расходов на топливо;
- открытие новых морских путей в полярных водах.
Все эти факторы способствуют новому признанию важности высококачественной метеорологической и океанографической информации в море.
Новая эра парусников
Сегодня в игру вступает еще один немаловажный фактор. Человечество продолжает восхищаться романтической эпохой роскошных парусников, и все чаще для глубоководных прогулочных круизов #пассажиры выбирают современные парусные суда. Такой тип океанских путешествий обеспечивает им полноценный опыт плавания под парусом, и, одновременно, подразумевает максимальный уровень безопасности, которая обеспечивается точными и своевременными прогнозами погодных условий.
Постоянно растущие цены на ископаемое топливо, экологические последствия его использования и все более приближающаяся вероятность его нехватки в ближайшие десятилетия, вновь обращают внимание морских инженеров и судостроителей на возможности использования ветра, хотя бы как частичного средства питания крупных морских транспортных судов.
Новая эра парусников, наряду с другими достижениями в области морского судоходства, свидетельствуют о том, что старые симбиотические отношения между метеорологией и моряками возвращаются. Метеорология продолжает критически зависеть от данных наблюдений находящихся в море кораблей, а безопасность и эффективность глобального судоходства сохраняют такую же зависимость от точной и своевременной метеорологической и океанографической информации, как это было во времена зарождения метеорологических служб.
-------
Спасибо, что читаете наши материалы!
Подписывайтесь, пожалуйста, на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации!
Телеграм-канал Yachtsman Journal - https://t.me/YachtsmanJournalRussia