Найти в Дзене

Школа с закрытыми глазами.

Изображение на Яндекс. Картинки
Изображение на Яндекс. Картинки

Моя учёба в школе пришлась на 90е годы и первые года 2000х.

Неплохая по городским меркам школа, основная масса учителей, вроде бы, тоже, благополучный вполне себе класс.

Вроде бы, все хорошо, вроде бы, все если и не дружили особо, то вполне себе мирно сосуществовали. Вроде бы.

Небольшая группа ребят в классе тесно общались между собой, эдакие закадычные друзья: 3 мальчика, 3 девочки. Не помню конкретный момент, когда именно все началось, помню только, что нарастать стало постепенно, с пятого класса. Избрали они себе определённую тактику поведения: на перемене подойдут к кому-нибудь из одноклассников, обступят кольцом, и кто-нибудь один начнёт задавать провокационные вопросы, типа: "Че ты супишься все время?", "О, тебе джинсы новые (читай "неужели, наконец-то") купили", "Привет! Поболтай с нами". И после этого начиналось ехидное хихиканье и переход к задираниям и насмешкам. Те ребята, кто был внешне спокоен и не выходил из себя, спокойно им отвечал, переводя все в шутку или просто был доброжелателен, были им неинтересны (мне повезло, я была в числе таких ребят, но прекрасно помню то напряжение внутри при приближении "компашки" и ясное осознание того, что если дашь слабину, то все. ВСЕ!). Если вывести из себя одноклассника не получалось, компашка рассасывалась и отправлялась барражировать по классу в поисках новой жертвы. Особенно сильно доставалось нескольким девочкам. К седьмому классу все это превратилось в настоящую травлю двух избранных "жертв" . И продолжалось до конца 9 класса, пока "жертвы" не перешли в другую школу.

Мы, одноклассники, не молчали. Мы заступались, точнее, пытались это сделать, но нам не хватало сплоченности и все мы глубоко внутри все равно боялись оказаться на месте этих двух девочек (это я понимаю уже сейчас, когда прошло более 20 лет с тех событий). Мы обращались к учителям, но те не принимали меры, кроме как пресечь здесь и сейчас, чтобы в их классе на их уроке был порядок. Наша же классная руководительница, несмотря на многие свои хорошие качества, лишь разводила руками: "Ну что вы, ну не может быть! Девочки сами слишком бурно, эмоционально реагируют, а ребята просто не могут так себя вести, ведь..." - ведь у кого-то из них кое-кто из родителей работал в нашей же школе, а у кого-то очень хорошие (читай "состоятельные" родители), и ещё куча отговорок. А мы, глупые, не доносили всей трагедии до собственных родителей, уж они бы приняли меры точно, но... Но мы боялись их загружать тем, что даже учителя считали не важным. У одной девочки мама приходила несколько раз в школу беседовать с классной и завучем, но к обидчикам её не подпустили, заверив, что все преувеличено и конфликт решается. На деле же все затихало от силы на неделю и начиналось с новой силой. Кто-то один из компашки однажды весьма, так скажем, не лестно и пошло прошёлся по приходившей разбираться маме девочки, но у дружков хватило ума и совести зашикать на него и заткнуть наглеца... Позже я ушла доучиваться в гимназию, в маткласс которой давно хотела попасть и наши пути разошлись. От бывших одноклассниц слышала, что компашка несколько присмирела к старшим классам, т. к. пришли учиться новые ребята да и они, видимо, наконец стали перерастать свою подростковую жестокость. Но вот одна мысль не даёт мне покоя уже много лет: эти ребята из компашки выросли, вполне состоялись и завели собственные семьи, у них родились их дети. Чему они их научат? Что передадут им? Чувство ложного превосходства и эмоциональную пустоту по отношению к другим? Научат не видеть жестокость, а может, и самим добивать слабых, ведь выживает сильнейший? Или они осознали с возрастом кошмар, который творили и приложат все силы, чтобы их дети не повторяли их ошибки и с их детьми не происходило того, что творили они с другими? Стыдно им или нет, могут ли они открыто смотреть в глаза своим детям, рассказывая про хорошо и плохо - на эти вопросы нет ответа.

Травля в том или ином виде существует в школах десятилетиями, сейчас много об этом говорят, но насколько эффективны принимаемые меры, если они вообще принимаются в учебных заведениях, насколько осознанно родители подходят к воспитанию своих детей, развивая в них эмпатию и человечность, мы сможем увидеть лишь через поколение, когда уже дети наших детей сядут за парты, а их родители, будучи учителями, учёными, докторами, инженерами и политиками будут творить будущее этого мира, передавая своим детям то, что для них, родителей будет казаться наиболее важным в становлении личностей их детей...