25 марта 2021 году исполнилось бы 150 лет Игорю Эммануиловича Грабарю (1871–1960), русскому художнику, реставратору, искусствоведу. «Культурный Петербург» познакомит вас или освежит вам память работами Игоря Грабаря.
Рассмотрим некоторые пейзажи Игоря Грабаря. Огромным толчком художника в живописи была любовь к зиме. Сам он признался, что с окончанием зимы пейзаж стал для него менее привлекательным и картины природы успешно заменили натюрморты.
Почему зимний мотив приобрел такое значение в творчестве Грабаря ? По его собственным словам, работа на морозе пробудила в нем «сценический энтузиазм». «В мире мало таких удивительно красочных полифонических моментов, как солнечный морозный день, когда цветовая гамма, меняющаяся ежеминутно, раскрашена в самые фантастические оттенки, для которых не хватает цветов в палитре» - liveinternet.ru. Одной из основных задач при разработке этого мотива было сочетание графического и живописного эффекта, выражение одного через другое - вот что создает самую впечатляющую черту мороза, которую сложно передать в искусстве. Грабарь рисовал иней «всеми возможными способами» - по-разному, в утренние и вечерние часы, на солнышке и в безветренный день. Делалось это в виде небольших цветных эскизов, так как краска быстро застывала на морозе.
« Березовая аллея »
Картина «Березовая аллея» посвящена красоте родного края. Она наполнена искренностью и трепетом перед мощью природы.
Она создана под влиянием импрессионизма. Игорь Грабарь, как и его французские предшественники, отказывается от контуров, заменяя их тонким наложением цветов. «Березовая аллея» окрашена в полупрозрачные цвета.
«Последний снег»
Этот пейзаж - одно из многих отражений любви его создателя к русскому северу. Игоря Эммануиловича даже называют художником снега и инея, заново открывшим природу России. Вполне вероятно, что и эту работу он выполнял на открытом воздухе, полностью отдавшись впечатлению момента, вживую наблюдая свое окружение. Пейзаж был написан с натуры, во время одной из многочисленных поездок Грабаря по средней полосе России.
«Иней. Восход солнца»
Картина несет в себе воплощение русской природы и русской души. Цветовая палитра замечательная. В нем много оттенков лазурного, которые Игорь Эммануилович любил использовать при создании своих картин. Изображение пейзажа передает настроение зимнего леса, уже готовящегося к приходу весны.
«Февральская лазурь»
Картина изображена так, как будто художник писал ее лежа, глядя на образец снизу. И эта техника дает рисунку потрясающий эффект.
Уже из названия картины «Лазурная лазурь» видно, что эта картина раскроет удивительный поэтический мир русской поздней зимы, представленный в виде небольшого кусочка родной земли.
Автор: Екатерина Воробьева