За консультацией по вопросам выплаты алиментов родителям-пенсионерам обратился Сергей П. из Белгорода.
Свою ситуацию он рассказал от первого лица и дал согласие на ее публикацию с минимальными сокращениями. Основной ее посыл далек от юриспруденции и носит скорее психологический, бытовой характер, а потом история будет весьма интересна широкому кругу читателей.
К родителям много претензий, а обид – еще больше
Теплых воспоминаний о родителях у меня нет совсем. Многие скажут, что я зажрался и что в детдоме детки за таких, как мои, молиться будут – но это их проблемы!
Я не забуду отцовский ремень за каждую тройку и часы, проведенные в углу за забытые домашние обязанности. Я не забуду выброшенные радиодетали и старый паяльник, когда я в 12 лет начал увлекаться электроникой. Не прощу школьные олимпиады и концерты, в которых я хотел принять участие, но они были, с точки зрения родителей, «бредом».
- По сцене скакать? Ты что, сын клоунов? Пусть другие скачут…
- Зачем тебе олимпиада по физике? Учи историю и право! Это пригодится в жизни…
Их фразочки.
Папа – парторг, сотрудник райкома при СССР, а потом – мелкий местный чиновник. Мама – руководитель бюджетного учреждения. Причисляли себя к «приличным людям» и очень любили обороты «не нашего уровня», «люди нашего уклада», «у нас, нормальных людей, так не принято». Вы понимаете, о чем я?
Я должен был расти как минимум лучше их: идеальным, без изъяна, чтобы не только не опорочить, но и вознестись.
С младых лет меня готовили к «правильной» жизни. Отгоняли от меня «неправильных» друзей.
- У того отец – сидел. И неважно, что за ДТП, которое взял за своего богатенького братца.
- У той – мать в разводе, значит и дочь такая же – ищет, куда податься смолоду.
- Те просто бедные - сядут на шею, постоянно делиться с ними будешь.
Эти постулаты вбивали в голову 10-12 летнему подростку, то есть мне.
К концу школы, когда вместо желанных для меня политеха или строительного меня определили на экономический. Я сделал все, чтобы завалить экзамен, но родители подсуетились – не помогло.
Нервы сдали
Первый курс учился абы как, на втором был все же отчислен – послал матом декана, другого выхода не было. Ушел из дома к другу на квартиру, работал где придется, по знакомству попал экспедитором в одну крупную компанию. Там и познакомился с ней – Татьяной. Мне был 21 год, ей – 24. Начали общаться, встречаться.
Она была в разводе, был ребенок от первого брака, но он остался с отцом и его матерью – сложная там у них ситуация была, не буду рассказывать. Натерпелась девушка за год "брака" так, как другие за 10 лет не терпят.
Когда родители узнали об этом – был грандиозный скандал. Меня с 16 лет убеждали «дружить» с правильными девочками.
Например, с дочкой заместителя руководителя местной управы. Или с дочкой акционера одного предприятия. Все это папины друзья, с которыми он хотел породниться ради собственных планов.
Чуть ли не подкладывали... Я плевался – не дочь же замуж выдаете, чтобы по расчету.
- Все приличные люди так живут! Сводят капиталы, а потом – сердца. Ты хочешь с нищенкой жить? Или что? – орал отец, когда я послал сперва одну, потому вторую девицу из своей жизни.
Ну и как вы понимаете – разведенная, с ребенком, да еще и старше меня – это был для них удар.
Три недели ада. Угрожали ей, изводили меня, имитировали инфаркты-инсульты. С Таней мы все обдумали и решили – уехать в соседний регион, в Белгороде у нее была комната в общежитии, досталась от родственников в наследство.
Куда еду - не сказал. Сказал, что больше меня не увидят. Родители на прощание мне устроили настоящий цирк.
- Когда она тебя облапошит – подпустим к себе только на коленях! И в присутствии всех родственников! – плевался отец.
- Ты нам не сын, если выбрал такую судьбу! Позор нам! – вторила мать.
Да и черт с вами всеми! Могу смело сказать – я этих людей не видел 16 лет и не видел бы еще столько же. Но появились…
Неожиданно
8 лет они не знали даже, где я живу. Звонил раз в месяц, кратко сообщал что жив, здоров и т.д. За это время моя «семейка» пробовала всякое. И липовые сообщения о смерти друг-друга, болезнях, прочих ужасах. Ни разу ничего не дрогнуло – на все "Сеpeжа, мама умepла, приезжай…" или "Папка рaзбился... позвони срочно!", которые мне несколько раз высылали тетки, да дядьки, отвечал матом. Через несколько минут мама-папа воскресали и звонили сами…
Потом перестал общаться совсем. Сменил номера, симки выкинул, забыл о них как о страшном сне.
С Таней все сложилось. Сразу нашли работу, я пошел учиться в строительный заочно, через 6 лет продали ее комнату и купили однушку, еще через 5 лет – безо всяких кредитов взяли «трешку». Родили общего ребенка, ее сын с 2010 года и после смерти его отца жил с нами, выучили его тоже. Бизнес собственный уже лет 7 – занимаюсь быстровозводимыми домами и другими конструкциями, собственная бригада, постоянные заказы по всей области.
Миллионы не гребу, но без кредитов живу, сейчас взяли сыну квартиру, в планах студия и для подрастающей дочки.
С родителями связался впервые через 12 лет. Отправил фото внучки в одноклассниках, ответ пришел через пару минут.
- Не похожа. Точно твоя хоть или как тот найо*ыш, которого тебе на шею посадили? – пришло со страницы мамы.
Просто послал на три буквы и удалился из соц.сети. Больше не видел и не слышал.
И вот в декабре эти подснежники всплыли. Узнали адрес, приехали в выходной день, пока нас не было дома – ждали под дверью и даже соседям на уши присели, что «любящие родители к внученьке и сыночку» приехали.
Соседи удивились, когда вместо «здрасьте» я их сразу послал по всем возможным направлениям. Таня увела дочь на прогулку, понимая, что сейчас будет сцена.
Слезы. Сопли. Оказалось, уже вдвоем инвалиды – 3 и 2 группа, но вполне себе сносно прыгают и судя по глазам – ярости хватит еще лет на –дцать. Помощи, видите ли, им надо. Отцу 68 скоро, матери 65 сейчас.
Пенсии по 13-14 тысяч, все накопления растратили на лечение, дом даже в залоге под какие-то делишки прошлых лет, кредит так и не погашен. Просрочка идет, скоро суд. Хотя есть еще один домик, поменьше, в деревне. С водой во дворе. Ничего, кроме дешевых своих разговоров о «своем уровне» так и не нажили.
- Ну как вы там говорили? Вернусь – на коленях войду. Вот открою дверь – вползайте. Ваша очередь. Радуйтесь, что я это только вижу – я бы всех собрал…
Мать начала опускаться на колено, а отец взорвался и рванул ее на себя с такой силой, что чуть не упала. Орал, махал руками, пытался меня схватить за воротник, но такой роскоши ему не перепало. Мать тоже "очнулась" и пошла в атаку. Оскорбили опять и мою жену, и даже ребенка.
- Закончили? Вон отсюда, - выдал пару легких толчков по направлению к лестнице. – Пока не спустил…
Через неделю пришло письмо с требованием о выплате алиментов, подписанное каким-то юристом. Еще и с целой страницей их «подвигов» - начиная от трат на крупные покупки в моем подростковом возрасте (с чеками!!!) типа велосипеда и одежды, заканчивая расходами на институт, который я завалил.
Вопрос один – что нужно сделать, чтобы платить этим.... людям минимальный минимум? Мне плевать на их дом. На их жизнь. Главное – чтобы не досталось ничего или только копейки!
Читайте еще: Мать подала на алименты к сыну и чуть не лишилась всей помощи.
Разъяснение юриста
Вопрос о взыскании алиментов в этой ситуации не так уж и прост.
- Во-первых, недостаточно данных о реальном материальном состоянии родителей. Учитываться будут все виды доходов, наличие имущества и т.д. Кредиты, к слову, не являются уважительной причиной нуждаемости, особенно на сомнительные цели.
- Во-вторых, главная угроза здесь – это состояние здоровья. Если оно требует постороннего ухода (что маловероятно, если своим ходом прибыли к Вам), то возможно взыскание дополнительных расходов. Просто так платное лечение не взыскивают – оно должно быть назначено врачом и отсутствовать в программе ОМС.
При самом сложном раскладе скорее всего будут взысканы символические алименты в размере не более 0.5 прожиточного минимума. Достаточно оснований и для полного отказа в иске.
Рекомендуется помощь юриста непосредственно после предъявления иска.
Ставьте «Палец вверх», если было интересно. Бесплатные консультации на сайте.
И личный вопрос от Сергея уже к читателям: Обоснована ли моя злоба? Даже жена говорит, что я жесток слишком. Но я не вижу ни малейшего раскаяния, только наживу и ненависть. Неужели кто-то посмеет сказать, что я что-то должен этим людям? Отказались от меня – вот и живите в своем мире. Что же гордость-то сейчас не работает? Накипело!