Найти тему
Дошкольный логопед

«А тут вишня взошла! Свекла заколосилась!» или «Особенности исправления лексико-грамматических ошибок в речи детей»

В речи каждого ребенка можно отметить специфические ошибки.

Как часто мама покупает малышу «много карандаОВ», помогает раскрасить «окнОШКИ» в только что нарисованном доме и добавляет на детскую картинку «воробЕЕВ», чтобы «совсем-совсем как у нас где дом (то есть ВО ДВОРЕ) было»!

Это связано с тем, что ребенок еще только осваивает, пытается понять и применить, по-сути, сложнейшие приемы работы с родным языком: словоизменение и словообразование.

У дошколят, посещающих логопедическую группу, подобные ошибки встречаются особенно часто.

Момент «работы» с механизмами родного языка настолько важен и сложен, что родителям просто необходимо знать те приемы, которые будут способствовать формированию правильной речи малыша.

-2

Что это? Неправильное употребление слов относительно ситуации, когда ребенок, не зная наименования предмета, заменяет его близким по значению словом («часы» вместо «циферблат», «большой» вместо «широкий», «пожар тушить» вместо «шланг»).

Как реагировать?

  • Родитель говорит, а ребенок повторяет слово.
  • Родитель задает вопрос: «Почему это так называется?» (Листья падают. Это листопад).
  • Родитель спрашивает: "Как ты назвал? Скажи правильно".
-3

Что это? Неправильное согласование («краснАЯ яблоко» вместо «красное яблоко», «пять медведь» вместо «пять медведей») и изменение слов («деревко» вместо «деревце», «мехная шапка» вместо «меховая шапка»).

Как реагировать?

  • Родитель задает вопрос и сам называет правильный ответ: «Нет чего? Нет балкона. Повтори!»
  • Родитель использует вопрос как подсказку: «Упал с чего?». Ребенок отвечает сам: «Упал со стола».
  • Родитель обращает внимание на неточность в речи ребенка: «Как ты сказал? Скажи правильно: за окном много воробЬЕВ».
-4

Что это? «Вот дочке. Платье. И мама шьет» вместо «Мама шьет дочке платье».

Как реагировать?

  • Родитель проговаривает все предложение, а ребенок повторяет его.
  • Родитель начинает предложение, а ребенок заканчивает его.
  • Родитель задает вопрос-подсказку: «Что делает мама?», «Кто шьет дочке платье?».
  • Родитель обращает внимание на трудности ребенка: «Как ты сказал? Скажи правильно».

Пожалуйста, помните: никто не рождается с умением говорить. Обращайте внимание на речь вашего ребенка, будьте доброжелательны и тактичны, и он обязательно освоит такой трудный родной язык)