Даша заставила себя открыть глаза. Ее рука машинально отключила будильник и беспомощно упала на кровать. Даша вздохнула. Каждый день... Каждый день ей приходилось выполнять одни и те же действия. И иногда это сводило с ума.
Иногда она вдруг останавливалась просто посреди улицы или в толпе людей на пешеходном переходе или в любом другом месте и будто бы просыпалась от тяжёлого сна. Тогда она думала о том, во что она превратила свою жизнь. И как так вышло, что она так несчастна и большую часть времени даже не замечает этого. Но вихрь жизни не давал ей времени, и эти мысли уходили на второй план, а через мгновение таяли вместе с предрассветным туманом.
В этот раз на Дашу снизошло подобное прозрение в очереди за билетами в метро. Она вдруг округлила глаза и сделала глубокий вдох со свистом. Мужчина впереди нехотя обернулся и бросил на неё красноречивый взгляд, дескать, милочка, не вздумайте умирать рядом со мной, подождите, пока я уйду.
Но Даша его даже не заметила. Она вспомнила, как была счастлива, когда в ее жизни была Вера. Так звали ее школьную подругу. Та вышла замуж и переехала в другой конец страны. Даша не видела подругу уже долгие годы. Она не могла сказать с точностью, когда последний раз они сидели вместе и смеялись над всем миром. Это было слишком давно.
Глаза Даши затуманились от подступивших слез. Перед глазами стояло лицо Веры, Даша вспомнила мельчайшие подробности ее внешности, и одинокая слеза покатилась по щеке.
— Говорите!
Отъезд Веры казался Даше хорошим событием. Она радовалась за подругу, точно с ней самой приключилось нечто потрясающе. Но когда Даша осознала, что не сможет видеться с подругой в любой день, как раньше, это стало для неё ударом.
— Говорите же!
Она закрылась в себе и не подпускала к себе людей. Разве просто найти человека, который бы понимал тебя с полуслова?.. Который бы знал тебя с самого детства, видел бы, как ты меняешься, и все равно продолжал бы любить тебя?..
— Девушка, вам плохо?
Добрые глаза какой-то полноватой женщины заглядывали в лицо Даши.
— Извините?
— Вам плохо?
— Да, — честно ответила Даша и с удивлением глянула на неожиданную собеседницу. — А что?
— Ваша очередь. Может, хватит витать в облаках?!
Даша повернула голову и встретилась глазами с уставшим недовольным кассиром.
— Извините, — повторила Даша и отошла в сторону. Она быстро нащупала в сумочке телефон и набрала номер Веры. Иногда они созванивались и подолгу разговаривали. Но последний разговор был очень давно. Даша смотрела в экран и не могла решиться нажать на кнопку вызова.
«А вдруг я уже ей не нужна? — пронеслось у неё в голове. — У неё уже своя семья. Нужно ли ей такое напоминание о прошлом?»
С удивлением Даша вдруг обнаружила, что телефон в ее руке мягко вибрирует. Она глянула на экран, и ее брови поползли вверх. Звонила Вера.
«Может, я случайно ей набрала и сбросила?»
Без лишних размышлений Даша взяла трубку.
— Привет, подруга! — раздался веселый голос Веры.
— Привет... — промямлила Даша.
— Слушай, я сейчас чуть под машину не попала, — сообщила Вера и чему-то весело рассмеялась. — Вот дура, да? Так вот. Я так давно не видела тебя. Подумала, что надо бы приехать повидаться. А то так ведь умру и не встретимся никогда! Наверное...
Вера помолчала.
— А я только что думала о тебе, — ответила Даша с улыбкой, ее всегда восхищало отношение подруги к смерти. — Ты правда хочешь приехать?
— Я тебе больше скажу! Я уже купила билет и сажусь в поезд.
Даша прикрыла глаза от удовольствия.
— Встретимся, посидим как в старые добрые времена. Будем рассказывать страшилки. Обсудим важные философские вопросы, — Вера опять о чем-то задумалась и продолжила уже серьезным тоном: — Знаешь, о чем я хочу поговорить? О смерти.
— Ты в порядке? — Даша вдруг напряглась, больно серьезным был тон подруги.
Вера на том конце провода захихикала. Она была из тех, чьё настроение так же непредсказуемо, как погода в апреле.
— Да в порядке я! Просто такие вот события наводят на размышления. Знаешь, если бы машина все-таки сбила меня, я хотела бы связаться с тобой после смерти. Рассказать, как оно там.
Даша задумчиво свела брови.
— Давай так, — серьезно сказала она, — мы обсудим это, как только ты приедешь. А пока я тебе скажу одно: я бы тоже обязательно связалась с тобой. Хотя бы для того, чтобы попрощаться.
Телефон пикнул, и вызов отключился. Даша взглянула на экран. Ну да, правильно, она же под землей. Метро - не место для телефонных разговоров.
Уже через десять минут Даша удовлетворенно пересекала платформу станции «Фрунзенская».
Вечером Даша крутила в руках снежный шар, который ей подарила Вера на Новый год. Внутри прозрачного стекла была зелёная цветочная поляна, покрытая снегом. А если его потрясти, снег смешивался вместе с разноцветными маленькими цветочками, и они вместе кружились в необыкновенном танце. Вера потрясла шар и завороженно уставилась на смесь цветом и снега.
— Просто безделушка, — сказала тогда Вера и протянула подруге подарок.
Даша внимательно осмотрела дар и потрясла его.
— Как странно, — сказала она, наблюдая за происходящим в шаре.
— Он такой же чокнутый, как и ты, — хихикнула Вера, и Даша сделала наигранно недовольный вид, а затем - рассмеялась.
Даша потеряла счёт времени, когда вдруг ее телефон снова завибрировал. Она не могла с точностью сказать, день сейчас или ночь.
— Алло, — она подняла трубку и откинулась головой на подушку.
— Даша? — встревоженно переспросила Вера. — Это ты?!
— Ну а кто ж ещё?
— Слушай... Как ты там?
Даша прикрыла глаза.
— Хорошо. Ты уже приехала? Мы встретимся?
Даша показалось, что Вера всхлипнула, но ее голос был твёрд.
— Ты разве не знаешь?
— Чего не знаю? Ты в порядке?
Даша привстала с кровати и сжала телефон крепче.
— Помнишь, я говорила тебе о...
В трубке что-то зашуршало и заскрипело, Даша поёжилась от резкого звука.
— Вера, я не слышу тебя!
— Очень плохая связь! — обеспокоенный голос Веры теперь чуть ли не срывался на крик. — Помнишь, я говорила тебе о смерти? Это случилось! И я не знаю...
— Кто-то умер? — Даша затаила дыхание.
— Я... Я не... Думаю, мы вряд ли увидимся, — Вера всхлипнула.
— Что? — Даша сильнее прижимала телефон к уху. — Что ты говоришь?
Снова шипение...
«Оператора надо сменить! — гневно подумала Даша. — Чертов МТС».
— Вера?
— ...Хованское кладбище...буду ску...
Вызов прервался. Даша быстро снова набрала подруге, но телефон перестал слушаться. Как только девушка ни пыталась заставить телефон работать, он ей не подчинялся. А потом и вовсе экран погас. Она отшвырнула его в сторону и обхватила голову руками.
— Плохая связь, кладбище, смерть... Не может быть. Вера умерла? Да быть не может! Боже мой... Она же хотела связаться после смерти. И у неё получилось. Нет. Ерунда. Полный бред.
Не помня саму себя, Даша очутилась на Хованском кладбище. Она брела следи могил, сжимая в руке снежный шар с цветочной поляной. Мысли крутились в ее голове, и ни одна не задерживалась надолго.
Памятник она увидела издали. И точно знала, что это именно он.
— Любое имя, — шептала она. — Пусть там будет любое имя. Только не «Вера Афанасьева». Любое другое. Пусть она будет жива.
Даша подошла и решительно опустила голову.
«Самохина Дарья Владимировна».
Девушка остолбенела и перечитала ещё раз. На всякий случай. Имя не изменилось. Это было ее имя.
«Но я же здесь, — резонно подумала Даша. — А кто тогда под землей?»
Взглянула на даты. День, когда она в метро разговаривала с подругой. День ее смерти. Но...
Даша пересекла платформу и подошла к краю. Поезд приближался. Она наклонилась, чтобы поправить юбку, как вдруг ее каблук сломался. Она вскрикнула. Мужчина рядом попытался ее подхватить...
— А-а-а, — успела подумать Даша прежде, чем яркий свет ослепил ее.
Вера шла по кладбищу не спеша. Она думала о Даше. О том, что та ей сказала.
«Попрощалась бы обязательно», — сказала она ей по телефону. Попрощалась бы. Попрощалась! Люди так любят нарушать свои обещания!
Вера подошла к памятнику и облокотилась на него рукой.
— Обещания не сдерживаем, дорогуша, — хмуро заметила она и резким движением смахнула слезу со щеки.
Вдруг она сощурила глаза и протянула руку к земле. Рядом с памятником блеснуло стекло. Вера подняла снежный шар, очистила от грязи тыльной стороной ладони. Улыбка тронула ее губы, и девушка прижала предмет к груди.
— Такой же чокнутый... — ласково произнесла Вера и встряхнула шар.