Перевели выступление TedTalks на русский язык специально для Вас,
команда Лингвамании - Детского языкового лагеря, Сервиса по контролю и помощи в выполнении домашнего задания, Частной начальной общеобразовательной школы в Москве.
Однажды вечером, после трудного дня с восьмилетками в начальной школе Тампы, я нашла на кухне скомканный оранжевый листок бумаги. Развернув его, я увидела, что это была записка, которую написала мне одна из учениц. Читая эту записку, написанную неровным почерком, я почувствовала комок в горле, как только прочла эти слова. В записке говорилось: «Знала бы моя учительница, что дома у меня нет карандашей, чтобы делать домашнюю работу».
Моя ученица написала мне это после проведённого мной урока. Я задала ученикам вопрос и попросила ответить. Я многие годы практиковала это у себя на занятиях, и никогда никому не говорила, но теперь, увидев эти слова, захотела поделиться. Сфотографировав записку, я опубликовала её в своём Твиттере, в надежде, что другие педагоги тоже зададут своим ученикам этот простой вопрос: О чём должен знать ваш учитель?
Учителя сразу увидели эту записку и задали вопрос ученикам, а потом её увидели ещё больше учителей и спросили своих учеников... И всё изменилось. Теперь это нечто большее, чем обычный урок у меня в классе. Голоса моих учеников были услышаны, и они стали значимыми в своём сообществе. Таким образом, мы поменялись местами, и теперь мои ученики могли чему-то нас научить. Но при условии, что мы умеем слушать.
За пять лет моей практики, ученики приходили и уходили, но я вынесла для себя три важных урока. Надеюсь, что прочитав записки моих и других учеников, и вы усвоите эти три урока. Урок взаимосвязи, урок многогранности и урок отражения.
Прежде всего, ученики хотят, чтобы мы знали, насколько им важна взаимосвязь. Например, в этой записке сказано: «Я хочу, чтобы учительница знала, что я люблю свою семью». Не важно, в какой части света вы живёте, семя — всегда ваш первый и главный учитель. И школа может это подчеркнуть, создавая прочное взаимодействие между семьёй и школой.
В этой записке сказано: «Хочу, чтобы мой учитель знал, что я хочу изучать историю». Видите? Всем присуще любопытство. Разве не поэтому вы здесь сегодня? Мы развиваемся, отыскивая ответы на свои вопросы. Поэтому я считаю, что моя задача, как учителя, выявлять и развивать интересы моих учеников, связывая то, что мы делаем в школе, с тем, что им действительно небезразлично.
Следующая записка, и она берёт за душу, в ней сказано: «Я хочу, чтобы мой учитель знал, что у меня нет друга, чтобы вместе поиграть». Эти слова особенно трогательны, потому что мы все знаем, что такое одиночество. По правде говоря, то, что мы ценим больше всего, больше богатства, больше успеха, - это душевная взаимосвязь. И если все с этим согласны, разве первоочередная задача школы не в том, чтобы следить, как дети строят и развивают отношения?
Если у ученика есть взаимосвязь с остальными, ему легче учиться.
Эти записки рассказывают нам об извечных радостях и горестях детства, но есть ещё один урок: наши ученики хотят, чтобы мы знали, как непроста их жизнь. Некоторые дети борются с такими же трудностями, что и мы. В этой записке сказано: «Я хочу, чтобы моя учительница знала, что в этом году умер мой папа. Я чувствую себя ещё более одиноким среди одноклассников чем когда-либо раньше».
Ещё одна записка: «Я хочу, чтобы моя учительница знала, что моей маме на этой неделе могут поставить диагноз «рак». Только в этом году, мне уже три раза было негде жить».
Только представьте, дети сидят в классе, и их занимают гораздо более сложные мысли, чем решение уравнения. Возможно, когда-то и у вас были подобные проблемы. Возможно и в вашей жизни был момент, когда мир перечеркнул повседневные занятия. Да, у всех бывают трудные времена, но когда страдают дети, это сказывается на их учёбе и развитии.
Как бы нам ни хотелось, мы не может оградить каждого ребёнка от жизненных проблем, но мы можем сделать школы тихой гаванью, где дети почувствуют, что они в безопасности, что о них заботятся, их ценят. Так будет, если дети поймут, что в школе они могут делиться своими радостями, задавать вопросы, делиться проблемами.
Так случилось у меня в классе, посреди урока чтения. Маленькая девочка подняла руку и от всего сердца спросила: «Рак может убить? У моей бабушки рак, и я хочу знать, может ли она умереть?» Услышав эти слова, я прервала урок, но это не значит, что я прекратила обучение. Я нашла время её выслушать и ответила на её вопросы так прямо и честно, как могла. И это был мощный урок.
Она поняла, что, что бы ни случилось, весь класс её поддержит, потому что в нашем сложном мире, сопереживание и сочувствие — отличные учителя.
Третий урок, и это урок отражения. Дети обладают замечательной способностью отражать правду о нашем обществе. Благодаря этой способности, они могут сделать мир лучше.
В этой записке сказано: «Я хочу, чтобы мой учитель знал, что мы с моей семьёй живём в приюте».
А в этой сказано: «Я хочу, чтобы мой учитель знал, как сильно я скучаю по папе, потому что его депортировали в Мексику, когда мне было три года, и я не видел его уже шесть лет.
В этой записке сказано: «Я хочу, чтобы мой учитель знал, что я не поступлю в колледж, потому что мне это не по карману».
Видите, когда возникают такие социальные и политические проблемы как небезопасное жильё, несовершенная иммиграционная система и недоступность образования, когда об этом говорит статистика, или данный вопрос обсуждают на форумах, многие из нас остаются безучастными.
Но, прочитав подобные слова, мы внезапно начинаем воспринимать эти сложные проблемы как личные, потому что видим их через приобретённый детьми жизненный опыт. А значит, наша задача в том, чтобы были услышаны голоса наших самых невинных, самых дорогих, потому что они могут показать, как улучшить общество. Если мы к ним прислушаемся, дети расскажут нам, как именно это сделать, так как на них влияют решения, принимаемые нами, взрослыми.
Они могут напомнить, что когда мы не в силах решить социальные проблемы, в итоге страдают дети. Я узнала на собственном опыте преподавания, что зачастую подобные неудачи сказываются на образовании детей.
Детские записки призывают нас признать факт существования несовершенных систем и бороться с ними, так как они часто лишают наших детей возможностей развивать таланты. Но неравнодушное сообщество всегда сильно.