Первая книга Библии – Бытие, и вы, скорее всего,о ней слышали.Слово «бытие» на иврите звучит "рашит",и переводится как "начало".Книга состоит из множества историй,которые обычно передают и толкуют по отдельности,но лучше,рассматривать Бытие как единое целое и, таким образом, увидеть суть и предназначение этой книги.Книга состоит из двух частей:первая часть - с 1 по 11 главу, где говорится о Боге и мире;вторая - с 12 по 50, повествующая о Боге и семье Авраама.И суть книги состоит в соотношении этих двух частей.
Начнем с начала. Первая часть книги начинается с рассказа о том, как Бог творил мир.Как именно Бог это сделал - предмет многочисленных споров,но точно известно одно: из хаотической концентрации тьмы и воды Господь соделал райский сад,куда и поселил людей. Звучит чудесно. Настолько, что, созерцая, что получилось, Бог 7 раз говорит "хорошо".
Далее появляются первые в Библии люди - Адам и Ева.Хоть они и отдельные личности, но оба являются представителями всего человечества, что сокрыто в их именах:"Адам" с иврита - "человечество", "Ева" - "жизнь", и оба сотворены по образу Бога.Это значит, что человечество призвано отражать богатство, благость и многогранность характера Бога в сотворенном Им мире через воспроизведение,культуру, природу, искусство, общение и прочее. Но Бог также предоставляет им моральный выбор - как строить этот мир. И в этом суть дерева познания добра и зла.И Бог говорит им: "Не ешьте плодов этого дерева, иначе умрете".До появления древа только Бог определял, что есть добро,а что зло, но теперь через это самое дерево человеку предоставляется выбор -доверять Божьему определению добра и зла, либо же воспользоваться возможностью и самим для себя решать, что добро, а что зло.И Адам и Ева вкушают плод.В этом состоит основополагающее библейское учение о том, что такое грех:внутренне стремление человека все самому для себя решать, делать только то, что хорошо для меня и моего племени, даже если это во вред тебе и твоему племени.И сложность в том, что человек, как оказалось, совершенно безнадежен в определении добра и зла без Бога.После такого выбора, все пошло наперекосяк.Совсем наперекосяк, о чем говорится в главах 3-11 - все человечество будто скатывается по спирали. Адам и Ева больше не могут доверять друг другу,что видно из истории о том, как они обнаружили собственную наготу и стали испытывать стыд,так как теперь определение добра и зла Адама не совпадает с определением Евы. И они скрываются друг от друга.
Далее приводится еще одна история об искушении - как Каин убивает Авеля из зависти.И сразу после этой другая - о Ламехе.Он набирал себе женщин, как собственность, при этом воспевая собственную жестокость,которая "не сравнится с Каиновой", чем он и гордился.Все стало так плохо, что Бог решает буквально смыть человечество с лица земли.История о потопе обычно воспринимается как проявление Божьего гнева, однако на самом деле Господь ощущал грусть и печаль о мире. И из-за страстного желания сохранить то доброе, что Он сотворил, принимается решение смыть потопом все, чего Он не создавал.Однако появляется проблеск надежды - Бог выбирает Ноя и его семью, и спасает их посредством ковчега.Не забывает Он и о животных.Таким образом, Ной и его семья должны дать новый старт человечеству.Казалось бы, для такого дела нужен просто идеальный человек, однако стоит обратить внимание на одну немного странную историю, которую не все знают:когда Ной сошел с ковчега, он насадил виноградник и напился, вследствие чего в его шатре произошло нечто жуткое, и притом, трагическое, с участием его сына.С этого момента человечество начинает все с начала. Но, как ни странно, ощутимых улучшений не наблюдается.
И последняя история первой части - о Вавилонской Башне.В этой истории все народы собираются вместе, чтобы применить новейшую технологическую разработку - кирпич. Цель применения заключалась в возвышении собственного эга через постройку"небоскреба", который буквально должен был достичь богов. Но Бог знал, что все это выльется в кошмар, и по Своей милости рассеивает их.
Все эти рассказы об одном: результатом решения человека быть независимым от Бога и самостоятельно определять, что добро и что зло,стал мир, исполненный трагедии и смерти.Здесь у всех нас возникает вопрос - есть ли надежда для человечества?Да, есть. Об этом и будет идти речь в следующей части книги Бытие -начало Божьей миссии по спасению и возобновлению Своего мира.