Согласно финскому законодательству, все дети обязаны ходить в школу и получить среднее образование. Дети, не говорящие по-фински, определяются в valmistava luokka, подготовительный/адаптационный класс. Наш старший сын Лёша 11-летка, в Раахе он тоже ходил в подготовительный класс, но нужное количество часов пока не набрал. Поэтому по приезду в Нурмиярви я сразу же позвонила учителю, договорилась о встрече, и мы с Лёшей пошли на разведку. В Нурмиярви такой подготовительный класс только при одной школе, располагающейся в центре города. Причём именно что "при", а не "в". Потому что он находится в отдельно стоящем 2-этажной деревянном флигеле неизвестного года постройки, страшном даже по российском меркам, не то что по финским. В основном здании школы учатся дети постарше, с 7 класса. В Раахе у Лёши некоторые уроки были совместно с обычным финским классом (физкультура, математика и музыка), и это было здорово, финские ребята с ним сразу начали общаться, брали с удовольствием в команду, да и программа была поинтереснее. Здесь такая возможность исключена, никакой интеграции нет.
Учитель, молодой парень, показал кабинет, в котором дети учатся. Помещение совсем маленькое и тесное, про социальную дистанцию можно смело забыть. Учеников на начало февраля было 10, но вскоре двое уже перевелись в нормальные обычные классы. Дети разновозрастные - младшему 10, старшему 18. Сейчас в классе осталось 8 учеников: две семьи, эстонская и африканская (не знаю, из какой именно страны), и Лёша. С учителем все говорят по-фински, как могут. Но на переменах, конечно, эстонские дети общаются друг с другом на своём языке, африканские дети общаются друг с другом на своём языке. А Лёша сидит в телефоне и ни с кем особо не общается. Финский у него не идёт, как никогда ощущается языковой барьер. И друзей у него в школе нет. Вдобавок случайно выяснилось, что вообще нет уроков английского, хотя во всех финских школах английский обязательный, с этого года введён даже с первого класса. А Лёха занимался в России с замечательным репетитором, заложена хорошая основа. И школа была с языковым уклоном. И в Раахе дети были из разных стран, а общим у них был английский, и ребёнка у нас вдруг прорвало, он по вечерами по часу-полутора с братьями изъяснялся исключительно на английском. Просто по приколу. И терять наработанное безумно не хотелось. Пришлось искать учителя, теперь Лёша занимается 3 раза в неделю по скайпу. А учитывая, что Юра тоже занимается с репетитором по скайпу дважды в неделю, это выливается в нехилые ежемесячные затраты для семьи.
Кроме того, Лёша стал откровенно скучать на уроках. Они не проходят ничего нового. Ну дроби прошли, так он их схватил моментально, освоил, а класс продолжает сидеть и ковыряться. Тут они вообще тему проходили замечательную - сколько грамм в килограмме и метров в километре. Это программа 1 класса средней российской школы. Ну второго, в крайнем случае. Лёша просто помирал на уроках со скуки. Домашку не задают, потому что он всё успевает сделать на уроках.
Мы попросили учителя о встрече и на прошлой неделе сходили в школу. Объяснили учителю свои претензии и беспокойства. Да, говорит, я тоже заметил, что в последнее время Лёша заскучал. Английского нет, потому что не смогли найти подходящего учителя. Математика такая простая, потому что у некоторых наших учеников вообще раньше не было математики (!). И да, плохо, что нет возможности интегрироваться в обычные классы, раньше было по-другому. Я, говорит, уже думал об этой ситуации. Лёша очень хорошо успевает по всем предметам, у него только не идёт разговорный финский, что понятно в сложившейся ситуации. Поэтому, говорит, я предлагаю Лёшу уже с мая отправить на месяц в нормальный класс, правда, 4й, но зато он с ребятами познакомится, летом может пообщаться-подружиться, а с нового года они уже все вместе пойдут в нормальный 5 класс. Мы радостно согласились и стали ждать.
Теперь надо рассказать про нашего среднего сына Вову. Вове 7 лет, он уже почти год отходил в Eskari, подготовишку. По сути, программа подготовительного класса российского садика. В 7 лет дети должны идти в 1 класс, а заявление нужно подавать до 2 февраля, о чём меня, конечно, уведомили, но я про это благополучно забыла со всеми остальными нашими проблемами. И вспомнила через 2 недели. И ещё неделю не могла найти бумагу, на которой было записан алгоритм записи, потому что всё через интернет. Короче, когда я наконец подала заявку, все места в близлежащей школе были уже заняты, и Вове дали следующую по близости школу. Расстояние до неё - 3.1 км, что вообще-то далеко. По финским правилам, если больше 3 км, то мы имеем право на доставку, то есть на автобус. К сожалению, в связи с кризисом возит детей не школьный автобус, а рейсовый, но бесплатно. И до него ещё топать довольно далеко, около километра. Уроки до 11-12, после уроков может быть организована продлёнка прямо в том же помещении школы, что очень удобно. Заявку мы сразу же подали, она ещё на рассмотрении. Но я категорически не хочу, чтобы после школы Вова приезжал домой, ел сладости и утыкался в телевизор на следующие 4 часа, пока мы не придём с работы. Пусть лучше общается с детьми, говорит на финском, делает домашку.
Сходили с Вовой, познакомились со школой и с учителем, пообщались с директором. Маленькая школа, одноэтажная и уютная, детей мало, несколько классов. Своя огороженная территория, масса внеклассной деятельности, спортивной и творческой, как раз то, что нам и надо. После продлёнки забирать будем сами. В общем, единственный небольшой минус - это удалённость.
Тут Лёшин учитель позвонил и предложил нам сходить в новую школу, познакомиться, осмотреться, решить некоторые вопросы. И вот на прошлой неделе в среду утром мы приехали на смотрины. Лёшина новая школа вот как раз та самая ближайшая, в которую не попал Вова. Красивое, радостное, благородное 2-этажное здание из красного кирпича, только что в январе закончен внутренний ремонт. Всё чистенькое, с иголочки, внутри широкая парадная лестница, наверху мостик перекинут - смотрится шикарно.
Стены украшены, много мест для уютного сидения и даже лежания в коридорах, можно индивидуально, можно кучковаться. Прекрасно оборудованные классы, есть обучающие планшеты, музыкальный класс с гитарами и много-много всего, что нам не успели показать, уроки уже начинались. В Раахе было то же самое, здесь площадь побольше и в целом поуютнее. Нам очень понравилось. Прям очень. Школьный двор большой, всякие разные штуки для лазания, качания, кидания, прыгания и бегания. (В нынешней школе, кстати, рядом с их флигелем вообще нет никакой площадки, и они не гуляют, только в телефонах сидят). Прямо за школьной территорией большой парк, где зимой каток, а летом разные спортивные площадки, велосипедные дорожки и прочее. Кстати, садик нашего младшенького тут же, за заборчиком, и даже его игровая площадка пряма на школьный двор выходит, могут видеться младший со старшим.
Поговорили с учителями, вроде они остались довольны, мы тоже. В Лёшином классе есть русский мальчик, в школе ещё несколько русских ребят, то есть можно познакомиться и подружиться. Ещё встретили знакомого мальчика, который ещё в феврале сюда перевёлся из адаптационного класса, он испанец, Лёша сказал, нормальный, хороший парень. На учёбу в новое место уже Лёшу пригласили в понедельник, то есть с начала мая. В общем, не школа, а одни плюсы. Главный плюс - что Лёша сможет ездить на велике в школу и обратно сам, один. Я спросила, а есть ли у них продлёнка? Нет, в школе нет, детей водят за 1.5 км в какой-то общественный центр. Ну и ладно, думаем, тогда Вова пусть туда, а Лёша пусть сюда ходит, ничего страшного. Обрадовались, что жизнь налаживается, успокоились... Не тут-то было.
На следующий день, в четверг, мне позвонил Лёшин учитель и расстроенным голосом сообщил, что ему позвонили из департамента образования. Что произошла ошибка, и наши дети не могут идти в разные школы, это противоречит закону. И что по закону браться и сёстры должны обязательно ходить в одну школу. И что он пытался объяснить, что мы уже встречались, что уже договорились, что ребёнка уже познакомили, но он не в силах что-то изменить данной ситуации. Чёрт побери, говорю! Да что ж такое-то??? Ну как так-то!!! Ну мы только решили, что нам так даже удобнее! Ну какого?... - Понимаю, говорит, но вот я никак повлиять не могу. - А Я могу повлиять на это, спрашиваю? - Ну можно попробовать, я вам скину телефон и почту этой начальницы, попробуйте ей позвонить.
На следующий день мы долго колебались, звонить или нет. Дело в том, что я некоторым образом фаталист, за последнее время особенно научилась понимать знаки судьбы и верю: всё, что делается - обязательно к лучшему. Но вот в этой ситуации было ощущение чего-то неправильного, какого-то недоразумения. И день ещё такой тяжелый и напряжённый выдался... Короче, я психанула и позвонила. Пообщалась с aluerehtori, даже не знаю, чему эта должность соответствует в России. Я спросила, как так получилось, а она давай извиняться - это моя ошибка, конечно, дети должны в одну школу идти, это ведь всем удобнее, у нас такие правила, первостепенное право, бла-бла-бла. Я угукала, хмыкала, соглашалась. А потом так вкрадчиво говорю: а это вот прямо необходимо, чтобы они в одну школу ходили? И тут тётенька зависла. Она вообще не ожидала. Она так замялась и говорит: ну... нет вообще-то...
Вот и отлично, говорю, мы долго думали, и мы не хотим! И выдала ей все наши аргументы. И на самом деле, никакого смысла. Смысл был бы, если бы мы их возили утром в школу. Но уроки начинаются и заканчиваются в разное время, после школы один останется в продлёнке, а второй поедет домой. Нафига нам это??? И друзья должны быть, и пусть они будут русскоязычные, раз уж в Нурмиярви нет преподавания русского (в Раахе, кстати, было, и Лёша на уроки с удовольствием ездил после школы). Короче, тётенька сдалась и предложила нам заполнить заявление на смену школы, даже объяснила, где его найти и провела меня по сайту. Единственное, что обучение начнётся всё-таки с августа, чтобы все бумаги были в порядке. Но это уже ладно.
А потом она поблагодарила меня за звонок и за заботу о ребёнке, что мы так озабочены его благополучием и психологическим комфортом. Вот так-то, знай наших!