Найти тему
Fonzeppelin Fonzeppelin

Фотобомба Regia Aeronautica (AИ)

Эта АИ относится к сценарию, в котором Муссолини оказался оборотистей короля Виктора Эмаунила III, и сумел заключить мир с союзниками первым. Италия вышла из Оси в более «организованном» состоянии, и успешно отразила (с помощью англо-американцев, конечно) немецкое вторжение. Платой за это стала отправка в конце 1943 основных итальянских военно-морских и военно-воздушных сил на Тихий Океан — поддерживать британское наступление на Суматру и Сингапур.

Первые же операции итальянских морских и воздушных сил на Индийском Океане подтвердили начальные опасения относительно их слабой приспособленности к этому театру. Противостоять японским кораблям и самолетам в океане оказалось существенно отличным от противостояния с англичанами на Средиземном Море. И тактика, и вооружение нуждались в адаптации.

В числе множества необходимых реформ была и разработка нового авиационного вооружения большой дальности и высокой точности. Имевшиеся на вооружении образцы — радиоуправляемые торпеды Кроччи и летающие самолеты-бомбы — имели множество значимых ограничений и подходили в основном для заранее спланированных операций, а не «ситуационного» применения по случаю.

К осени 1943 года, управление материально-технического обеспечения Regia Aeronautica пришло к выводу, что необходимо создать дальнобойное подвесное вооружение в массогабаритной категории авиационной торпеды, приспособленное для размещения на внешней подвеске бомбардировщика. Изучив несколько десятков предложений, управление рекомендовало использовать в качестве основы серийно производящийся торпедоносный планер Фредерико Цапеллони, дооснастив его системой наведения.

-2

К разработке были предложены три проекта:

* Радиоуправляемый планер с боевой нагрузкой в виде 800-кг фугасной авиабомбы, наводимый командами оператора. Преимуществом была простота реализации: фактически, концепция сводилась к установке на планер Цапеллони системы радиокомандного управления от летающих бомб фирмы Aeronautica Lombardia. Недостатком была необходимость самолета-носителя продолжать следовать за сброшенной бомбой, чтобы оператор мог наводить ее в цель.

* Автопилотируемый планер с боевой нагрузкой в виде акустической самонаводящейся торпеды (в качестве таковой предполагалась оснащенная пассивным акустическим наведением Motobomba FFF). Преимуществом проекта была возможность значимо упростить наведение: от планера требовалось только доставить торпеду в район цели (с чем справился бы и обычный автопилот), а торпеда нашла бы цель самостоятельно. Недостатком же было отсутствие подходящей торпеды, которую только предполагалось создать в ходе независимого флотского проекта. В конечном итоге, авиаторы решили передать это направление разработки морякам Regia Marina.

* Самонаводящийся планер с боевой нагрузкой в виде 800-кг фугасной бомбы, наводимый при помощи фотоконтрастной системы самонаведения оптического диапазона. Такая система представлялась самой амбициозной — но и самой перспективной, ведь результатом должно было стать оружие «выстрелил и забыл», способное самостоятельно сопровождать цель. В конечном итоге, проект «Фотобомбы» был признан заслуживающим наибольшего внимания, и рекомендован к разработке — но изначальные планы заполучить готовое оружие к осени 1944 года оказались чрезмерно оптимистичными.

КОНСТРУКЦИЯ:

«Фотобомба» представляла собой доработанный  торпедный планер Цапеллони с гироскопическим автопилотом и фотоконтрастной головкой самонаведения — реагирующей на отличие светового потока от корабля-цели в сравнении с яркой поверхностью океана.

-3

Основным сканирующим элементом являлся развертывающий цилиндр — расположенный горизонтально вращающийся барабан с зеркальной поверхностью внутри. Наружная поверхность цилиндра была непрозрачной, за исключением двух прозрачных полосок на противоположных сторонах, сквозь которые свет проникал внутрь цилиндра. Вращаясь против часовой стрелки, цилиндр построчно сканировал прозрачными полосками изображение пространства перед летящей бомбой.

Изнутри, цилиндр был разделен на правую и левую половину. Зеркальная внутренняя поверхность отражала весь поступающий внутрь свет на расположенные в торце правый и левый фотоэлементы, которые преобразовывали его в выходной сигнал. Интенсивность сигнала зависела от поступающего светового потока. Электромотор вращал цилиндр со скоростью 300 оборотов в минуту, тем самым достигая 10 циклов сканирования в секунду.

* Наведение по азимуту достигалось простым сопоставлением сигнала на выходе от правого и левого фотоэлемента.

Если сигналы с обеих фотоэлементов были приблизительно равны — что соответствовало цели прямо по курсу — то выходное напряжение компаратора было равно нулю. Если же цель смещалась, то сигнал на одном фотоэлементе возрастал (где в поле зрения оставалась только поверхность моря), а на другом фотоэлементе ослабевал, и на выходе компаратора появлялось положительное/отрицательное напряжение, в зависимости от того, какой сигнал оказывался сильнее.

Выходное напряжение логического контура замыкало поляризованное реле, управляющее электромотором, смещающим ось курсового гироскопа. Бомба начинала поворачивать до тех пор, пока сигналы на фотоэлементах не выравнивались. Управление по азимуту было довольно простым, «все или ничего», и поэтому курс бомбы часто был зигзагообразным.

* Наведение по дальности было более сложным. Оно основывалось на резком изменении выходного сигнала фотоэлемента, при переходе от монотонной поверхности (моря) к контрастному объекту (кораблю).

Пока в пределах сканирующей строки находилась только монотонная поверхность моря, выходной сигнал оставался примерно постоянным. Но когда в сканирующей строке оказывался корабль, выходной сигнал резко и быстро изменялся. Специальный логический контур засекал изменение сигнала, и если оно оказывалось достаточно значительным — замыкал исполнительное реле.

Если угол сканирования в момент скачка принимаемого сигнала совпадал с углом снижения бомбы, то это означало, что цель находится прямо по курсу. Никакой реакции в этом случае не следовало. Но если угол сканирования оказывался больше или меньше угла снижения бомбы, то система начинала вырабатывать сигнал рассогласования для управления тангажем в виде положительного/отрицательного напряжения на выходе логического контура. При этом напряжение было пропорционально величине расхождения. Исполнительные электромагниты смещали вертикальную ось курсового автопилота, тем самым изменяя угол снижения бомбы.

В случае, если скачка принимаемого сигнала в цикле сканирования не наблюдалось вовсе (то есть бомба теряла цель), запускался небольшой оригинальный механизм, который с помощью электромотора и пары эксцентриков плавно смещал по кругу ось курсового гироскопа, заставляя бомбу «крутить головой», пока цель не будет обнаружена. Разумеется, в этом режиме бомба захватывала первый попавшийся в поле зрения контрастный объект.

-4

Таким образом, бомба имела два принципиально разных контура управления по азимуту и по дальности. Использование фотоэлементов с их высокой чувствительностью (способными замечать 0,5% изменение интенсивности светового потока) позволило сделать головку наведения способной к весьма точному определению параметров наведения, но в то же время сделало ее крайне зависимой от условий видимости. «Фотобомба» могла применяться только днем, только при благоприятной погоде, и только против целей, отчетливо выделяющихся на окружающем фоне. Дождь, туман, дымовая завеса или просто недостаточная контрастность цели могли легко сбить бомбу с толку.

Сервосистема бомбы была пневматической: сжатый воздух из баллона высокого давления использовался как для поддержания вращения гироскопов, так и для привода сервомашинок вертикальных и горизонтальных рулей и элеронов. Два гироскопа отвечали за стабилизацию бомбы по крену, а также по тангажу и рысканью, управляя через систему реле соленоидами, открывавшими и закрывавшими соответствующие пневматические клапаны. Управляющие команды, как уже упоминалось выше, поступали в автопилот в виде искусственного отклонения оси курсового гироскопа, которые тот воспринимал как «искусственную ошибку».

Боевая нагрузка состояла из стандартной 800-килограммовой осколочно-фугасной бомбы G.P.-800, или же 630-килограммовой фугасной бомбы в том же корпусе. Авиабомба подвешивалась под планером с помощью двойного крепежа, рассчитанного расцепляться при ударе о воду. Рассматривались два возможных сценария: прямое попадание с немедленным подрывом, и недолет с падением бомбы в воду и последующим подрывом с замедлением. Предполагалось, что при падении в воду, бомба отделится от планера и продолжит движение по инерции, либо добиваясь попадания в подводную часть корабля, либо подрываясь вблизи и нанося урон за счет гидродинамического эффекта.

-5

Для этого бомба оснащалась двумя взрывателями: носовым Тип A мгновенного действия (для подрыва при прямом попадании) и хвостовым Тип J с механическим замедлением (для подрыва с задержкой при падении в воду). Рассматривалась также возможность установки магнитного торпедного взрывателя — чтобы взорвать бомбу при проходе под днищем неприятельского корабля — но предложение не было реализовано.

«Фотобомба» была рассчитана на размещение на торпедной подвеске обычных итальянских бомбардировщиков — трехмоторных Savoia-Marchetti SM.79, CANT Z.1007 и четырехмоторного тяжелого Piaggio P.108. Для запуска бомбы, торпедная подвеска оснащалась специальной раскладной трапецией, которая, опускаясь непосредственно перед запуском, выводила бомбу за пределы зоны турбулентности вокруг самолета. Специальный перископ, оптическая ось которого шла параллельно полю зрения бомбы на подвеске, использовался бомбардиром чтобы убедиться, что цель находится в пределах поля зрения головки самонаведения.

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ:

После весьма спешной проработки, прототип фотоконтрастной головки самонаведения поступил на стендовые испытания в мае 1944 года. Параллельно, в июне 1944, в Гуидонии были выполнены сбросы доработанных прототипов планера Цапеллони, оснащенные пока только автопилотом, без системы наведения.

Первый сброс прототипа «фотобомбы» с системой наведения был выполнен 8 мая 1944 года. Чтобы ускорить ход работ, испытания велись над озером, а прототипы бомбы оснащались парашютной системой, позволявшей обеспечить мягкое приводнение для последующего подбора и изучения. 20 августа, удалось впервые добиться управления бомбой в полете по азимуту и дальности.

В сентябре 1944, Regia Aeronautica заказала десять прототипов «фотобомбы» — два для стендовых, и восемь для бросковых испытаний. Из-за многочисленных проволочек, связанных как с дефицитом ресурсов, так и нарушением хода работ немецкими ракетными атаками через Адриатику, заказ был окончательно выполнен только в ноябре. Тогда же состоялись войсковые испытания: восемь бомб были сброшены четырьмя парами на радиоуправляемый корабль-мишень «Сан-Марко» на ходу в Таранто.

Результаты испытаний оказались следующими:

1-ая — устойчиво держала азимут, но недолетела 500 метров до цели.

2-я — вошла в вертикальное пике сразу после старта; по-видимому, механическая неисправность.

3-я — двигалась зигзагом с постоянно возрастающей амплитудой колебаний, упала в воду прямо впереди цели.

4-я — упала «приемлемо близко» от цели, чтобы при оснащении реальной боевой частью нанести некоторые повреждения.

5-я — прямое попадание в цель, упала на палубу впереди надстройки.

6-я — первоначально точно держала курс, но примерно на половине пути начала неконтролируемо поворачивать вправо, и спиралью упала в воду; по-видимому, отказ фотоэлемента.

7-я — устойчиво держала азимут, но перелетела цель на 200 метров.

8-я — похоже, потеряла цель после запуска, двигаясь по дуге, но сумела захватить ее повторно, и упала достаточно близко, чтобы боевая часть прошла под килем цели.

Таким образом, из восьми сбросов было достигнуто одно прямое, и два возможных попадания — в полигонных условиях. Результаты приемлемые, но явно далекие от идеала. Было ясно, что «Фотобомба» нуждается в доработке. Однако, командование Regia Aeronautica распорядилось срочно запустить новое оружие в производство и развернуть его на Индийском Океане так быстро, как возможно. Причины на то были политические: война заканчивалась, и Италия торопилась продемонстрировать себя как знгачимую технологическую силу. Сорок единиц нового оружия были заказаны четырьмя партиями по десять единиц: однако, из-за недостаточной доведенности проекта, первые две партии де-факто представляли собой прототипы, подчас с существенными различиями.

-6

Первые девять «серийных» бомб прибыли на Цейлон в марте 1945. Погодные условия препятствовали какому-либо боевому применению, поэтому командование Экспедиционными Силами решило использовать эти бомбы для обучения летчиков. Несколько учебных сбросов было выполнено по остовам японских пароходов у берегов Суматры; точных данных по результатам нет, но по всей видимости, авиаторы сочли оружие применимым «только в значительных количествах».

Погодные условия улучшились только к маю, когда, наконец, в освобожденный Сингапур прибыли двадцать новых бомб. Первый боевой вылет был выполнен 11 мая 1945. Два бомбардировщика SM.79, каждый с «Фотобомбой» на торпедном подвесе, вылетели с целью удара по японскому каботажному судоходству в Яванском Море. Целью вылета был небольшой танкер, замеченный возле Семаранга, но налетевший дождевой шквал не позволил осуществить запуски (танкер был в итоге потоплен резервной парой SM.79 c обычными торпедами).

14 мая, вылет повторили. Два бомбардировщика были посланы атаковать японскую канонерку (ошибочно принятую за «небольшой крейсер») обстрелявшую австралийскую подводную лодку у Сурабайи. Условия видимости были не оптимальными, но летчики все же сумели заметить цель и произвести пуски. Одна бомба, по-видимому, потеряла цель сразу после пуска, вторая верно удерживала курс, но упала со значительным перелетом.

Третья операция, 15 мая, была отменена вскоре после вылета из-за ухудшающейся погоды.

Четвертая операция, начатая 20 мая, включала два тяжелых бомбардировщика Piaggio P.108, с двумя «фотобомбами» каждый. Дальний рейд был направлен против Макассара, и наконец-то увенчался первым успехом: небольшой японский пароходик был «буквально подброшен из воды» взрывом 800-кг бомбы под килем. Остальные три бомбы промахнулись.

Пятая операция, 24 мая, была начала с сильной задержкой. Четыре SM.79 достигли цели уже когда смеркалось, и условия для пуска были неблагоприятны. Один бомбардировщик попытался выполнить пуск по цели — японскому кораблю неустановленного типа — но из-за недостаточного освещения, бомба не захватила цель.

Шестой вылет, 14 июня, включал два P.108 и был повторным ударом по Макассару. Четыре бомбы были сброшены: одна отказала сразу после пуска, две другие потеряли цель, и последняя промахнулась.

Седьмая миссия, 18 июня, включала пару SM.79, атаковавших встречные цели в Яванском Море. Одна «фотобомба» была сброшена на неопознанную субмарину с неясными результатами. Вторая была запущена по японскому каботажному судну, и промахнулась.

Восьмая миссия, 23 июня, включала четыре SM.79, была запущена против небольшого японского конвоя в Яванском Море. Две бомбы, сброшенные по транспортным кораблям, промахнулись, но из двух бомб, сброшенных по эскорту — учебному крейсеру «Ташихара» — одна попала в цель. Крейсер был тяжело поврежден близким разрывом, и с трудом сумел дойти до берега.

В девятой миссии, 8 июля, два SM.79 безуспешно искали, но не смогли найти цель у Сурабайи.

Десятая миссия, 12 июля, была дальним вылетом эскадрильи P.108 к Хайнаню, предпринятым с целью атаки японского судоходства между островом и материком. Были сброшены четыре бомбы, две из которых потеряли цель, а еще две добились «близких разрывов» (попаданий, по всей видимости, не было).

Последняя миссия с использованием «фотобомб» была предпринята 28 июля в ходе масштабного рейда против японского судоходства в Яванском Море. Были сброшены две бомбы, обе промахнулись мимо цели — небольшого танкера, который, впрочем, затем был остановлен обычными торпедами и добит крейсером «Тренто».

На этом операции с «фотобомбами» было решено приостановить. Главной причиной было исчерпание запаса бомб: из тридцати имевшихся, двадцать две были сброшены против японского судоходства, еще четыре израсходованы на учениях, две повреждены при транспортировке и разобраны на запчасти, и еще две сброшены на демонстрационном вылете по просьбе англо-американского командования. Командование Regia Aeronautica разместило в январе 1945 новый заказ на 100, а в мае — еще один на 300 «фотобомб», но к августу 1945 было изготовлено лишь несколько десятков новых боеприпасов, которые решили приберечь для планировавшегося (но так и не состоявшегося) вторжения в Японию.