Найти тему
Время Романовых

Как на российском троне оказался император-младенец?

Российская империя существовала почти 200 лет, за это время на ее престоле сменилось 14 монархов. И 7 из них только за время дворцовых переворотов! Это период в истории России, который начался после смерти первого императора Петра I и характеризовался быстрой сменой правителей, не редко приходящих к власти при поддержке армии. И вот именно в это время императором России стал младенец почти двух месяцев от роду, Иван VI. Причём оставался он им больше года. Как так получилось и к чему это привело?

Иван VI
Иван VI

Подходило к концу правление Анны Иоанновны (про развлечения этой неординарной женщины, по котором сразу можно понять, каков был ее характер, мы уже говорили). Время ее властвования назвали «бироновщиной» по имени ее фаворита Эрнста Бирона. Именно он, как говорили многие, и был настоящим руководителем государства, «подсказывая» императрице, куда направить своё внимания, при этом не забывая и о собственном благополучии. Понимая, что Анна скоро умрет, Бирон продумал план для сохранения своего места при дворе, потерять наработанное он никак не желал. А Анна хотела, чтобы престол переходил исключительно по линии ее отца Ивана V и боялась, что силу вновь обретут потомки Петра I.

Было решено передать корону по наследству человеку, решения за которого будет принимать Бирон. В 1732 году Анна Иоанновна объявила, что трон наследует потомок по мужской линии ее племянницы Анны Леопольдовны. Причём на момент принятия этого решени никаких потомков даже не было. Также потенциальными наследниками объявлялись все дети Анны Леопольдовны мужского пола, если таковые будут. Младенцу Ивану только-только наступал второй месяц, рассчитывалось, что он успеет подрасти, но болезнь императрицы стала серьезнее, и Анна Иоанновна скончалась.

Эрнст Бирон
Эрнст Бирон

Иван Антонович, ставший Иваном VI, был провозглашён императором при регентстве хитрого герцога Бирона. На русском престоле осела бироновская свита, которая прибыла в страну вместе с ним и была слабо знакома с порядками, царившими в Российской империи. Сам же Бирон отеческих чувств к Ивану не испытывал и даже открыто говорил, что отнимет ребёнка у биологических родителей, а самих их в лучшем случае отправит на родину, в Германию. Он стремился сделать так, чтобы ему никто не мешал в осуществлении задуманного, так что отодвигал от государственных дел даже тех, кто до этого всегда был рядом. Уже много десятилетий (или даже столетий) спустя стали вестись разговоры, что политика Бирона была не такой уж плохой, что он мог бы стать не самым худшим правителем, но все это пустые рассуждения о том, чего не было и чего не могло бы быть. Вернёмся к Ивану VI.

Переезд ребёнка-императора во дворец прошел с максимальной пышностью: торжественно двигалась гвардия, за ней шёл сам Бирон, всем своим видом показывая высший уровень важности, после вместе с кормилицей на кресле несли Ивана VI, а завершала этот ряд верхом на коне его мать Анна Леопольдовна вместе с фрейлиной Юлией Менгден.

Но план Бирона дал осечку. Уже через две недели в стране произошёл переворот, в результате которого гвардейцы под предводительством фельдмаршала Миниха отстранили регента от власти и арестовали.  Учитывая, что к Бирону в России относились очень плохо, смена власти не стала большой проблемой и не вызвала возмущения в обществе. Убивать Бирона не стали. Вместо этого любовник Анны Иоанновны оказался в ссылке в Пелыме, откуда его вернут только в 1762 году. 

Теперь регентом стала мать маленького императора, Анна Леопольдовна. А отец Ивана VI теперь являлся генералиссимусом российских войск. Выбор регента был, мягко говоря, неудачный. Анна постоянно пребывала в иллюзиях и никак не могла управлять страной, так что вся власть вскоре была передана графу Миниху. Но и его отправили в отставку, теперь главным вершителем стал фельдмаршал Остерман.

Говорить о каких-либо реформах этого периода не приходится, потому что все были заняты только вопросом, как им сохранить своё место и другого подвинуть, если повезёт.

Анна Леопольдовна
Анна Леопольдовна

Елизавета Петровна, дочь императора Петра I и императрицы Екатерины I все сильнее ощущала нависшую над ней угрозу. Как потомок любимого россиянами правителя и возможный наследник, она понимала, что ее спокойно могут сослать в монастырь, чтобы лишить всех притязаний на престол. И тогда она перешла к решительным мерам. В 1741 году произошёл очередной переворот, Елизавета Петровна стала новой российской императрицей, а младенец-император, его родители и все приближенные вместе с Остерманом были арестованы. Анна Леопольдовна умоляла о двух вещах: чтобы солдаты не совершали насилия над ними и оставили в живых, а также попросила, независимо от места, куда их отправят теперь, оставить рядом фрейлину Менгден, которая всегда была рядом и, как говорили, принимала решения вместо регентши.

Как гласит одна из легенд, зайдя в покои, где спал уже свергнутый император, Елизавета взяла его на руки и сказала: «Бедное дитя, ты невинно, но виновны твои родители». На сборы им было дано не более часа. Потерявшие власть так торопились, что уронили на пол четырёхмесячную сестру императора Екатерину. Ребёнок чудом не получил травм.

Императрица Елизавета Петровна вскоре приказала двору навсегда забыть, что происходило в России с октября 1740 по ноябрь 1741 года. Елизавета спешно уничтожала всё, что связано с маленьким императором, — жгли документы, подписанные от его лица, деньги сдавали на переплавку, а присяжные подписные листы и вовсе уничтожали публично. К слову, почти то же самое Елизавета делала и с правлением Анны Иоанновны. Например, петрова дочь распорядилась лишить всех званий, орденов и прочих почестей тех лиц, что получили их в годы, когда Россия находилась в руках предшественницы. Многие попали после этого в опалу, остальным же пришлось добиваться всего заново.

Императрица Елизавета
Императрица Елизавета

Изначально Елизавета собиралась отправить всю семью Ивана из России. Разнились лишь варианты того, как их повезут: под покровом ночи, проезжая все города на максимально возможной скорости и останавливаясь в полях, либо устроят всё так, что отречение было "по собственной воле". В последнем случае семья должна была останавливаться чуть ли не в каждом селе и подолгу прощаться с жителями, подтверждая версию о добровольном отъезде. А Елизавета тем временем могла успеть определиться с дальнейшей судьбой семейства. Но затем императрица передумала, испугавшись, что за границей они могут стать только опаснее.

В 1742 году был раскрыт заговор прапорщика Ивашкина и его 500 посообников, которые намеревались убить Елизавету и вернуть на трон годовалого Ивана.

В 1743 году узнали об ещё одном заговоре. Лопухины, которые были родственниками первой жены Петра I, Евдокии, в переписке обсуждали, что Елизавета правит незаконно. Да и ведёт себя не как императрица — балы, ассамблеи, платья вместо политики. Дело раскрылось, когда нетрезвый Иван Лопухин стал говорить об этом на людях.

Эти заговоры оказали Ивану VI «медвежью услугу», потому что теперь Елизавета решила, что такие заговоры могут продолжаться бесконечно, а чтобы их избежать, нужно посадить бывшего императора и его семью под стражу. В декабре 1742 года семейство заточили в крепость Дюнамюнде, что на территории современной Риги. Тем временем в Петербурге стали решать, как и куда посадить семейство в какой-нибудь русской глуши, чтобы ни у кого не было возможности их найти и перевезти за границу.

В 1744 году их отправили под Рязань, причём добирались туда в одной карете родители с младшей дочерью, а низложенный император — в другой. Спустя полгода мальчика разлучили с родителями и направили в Соловецкий монастырь. Отныне именовать его Иваном было запрещено — только Георгием. Для его пребывания под тюрьму оборудовали дом архиерея.

С бывшим императором запретили разговаривать, только охранники этот запрет сразу нарушали. Им было жалко ребёнка, который был заточен в одиночную камеру и не имел возможности ни с кем взаимодействовать. Никаких сроков его заключения не называлось, так что, по всей, вероятности, это была его судьба до конца дней. Именно охранявшие вход в жилище Ивана-Георгия солдаты стали его единственными друзьями и учителями. Так мальчик научился читать, а затем и вовсе узнал, кем является на самом деле. В то время существовал закон об осуждении имени, даже выпущенные монеты с изображением Ивана изымались об обращения и объявлялись незаконными. Было отдано распоряжение об уничтожении портретов с изображением Иоанна Антоновича, а также о замене деловых бумаг, паспортов, церковных книг и прочих документов с именем императора. Этот процесс продолжался всё царствование Елизаветы Петровны и был прекращён только после вступления на престол Екатерины II. 

Его мать, Анна Леопольдовна, по официальной версии, скончалась в 27 лет (1746 год) от горячки во время пятых по счёту родов. Отец же Антон Ульрих не отчаялся и попеременно жил с разными служанками. Они в итоге рожали детей — в общем, большая такая "шведская" семья. Бывший генералиссимус российских войск без устали писал Елизавете Петровне. Он не просил об освобождении, прекрасно понимая, видимо, что пока это невозможно. В посланиях он называл себя "коленопреклонным ничтожеством", "несчастным червем" и благодарил за "подарки" в виде вина и кофе. Однажды попросил разрешить детей обучить грамоте. Все письма оставались без ответа.

В начале 1750-х годов Иван Антонович заболел одновременно оспой и корью. В его смерти практически не сомневались, комендант попросил дать разрешение пригласить медика, чтобы облегчить мальчику страдания. Но последовал отказ, подписанный императрицей. Есть версия, что медика пригласили сами разжалобившиеся охранники.

Иван VI и Анна Леопольдовна
Иван VI и Анна Леопольдовна

В 1756 году открылся новый заговор: тобольский купец Иван Зубарев хотел похитить мальчика, а также передать его отцу информацию, что к Холмогорам под видом купеческих подойдут прусские военные корабли и отобьют семью. После этого, дабы избежать в дальнейшем у кого-либо таких мыслей, Ивана расположили в Шлиссельбургской крепости. Там он (официально именовавшийся «известный арестант», иногда — «безымянный узник») находился в полной изоляции. Ивану на тот момент исполнилось 15 лет.

Но не все из окружавших Ивана солдат относились к нему по-доброму. С годами многие поняли, что этому юноше уже никогда не стать императором и бояться его гнева не стоит. Один из капитанов Преображенского полка в своих донесениях писал, что парня избивали палками и даже сажали на цепь при малейшем непослушании. С 1759 года у Ивана стали наблюдать признаки неадекватного поведения. Об этом с полной уверенностью утверждала и видевшая Ивана VI в 1762 году императрица Екатерина II. Елизавета к тому времени умерла, передав престол Петру III, а его, в свою очередь, свергла законная жена. Екатерина II, как только взошла на престол, издала указ: при малейшей попытке освободить Ивана VI — убить. На век Екатерины выпало и без того много мнимых претендентов на престол, так что ещё один повод для волнения ей был не нужен.

Новая императрица предложила Антону Ульриху покинуть Холмогоры и отправиться домой. Но предложение распространялось только на него, а не на всех детей. Последние угрожали екатерининской власти: по завещанию Анны Иоанновны, любой из мальчиков мог претендовать на престол в порядке старшинства. Ульрих отказался. Однако ж в 1780-х Екатерина все же решилась переправить семью в Данию. Никто рад отъезду не был, слёзы текли рекой даже спустя много лет. А за границей родственники Ивана стали один за другим умирать.

А Иван все оставался в заточении. Очередная попытка вновь посадить узника на престол привела к ужасным последствиям. Подпоручик Мирович, нёсший караульную службу, уговорил часть гарнизона освободить Ивана. Однако у стражников было тайное указание: умертвить арестанта, если его будут пытаться освободить. Поэтому во время попытке вытащить Ивана из крепости они закололи его и только потом сдались. Есть версия, что Мирович действовал не из собственных соображений, а был подкуплен Екатериной II, которой очень хотелось избавиться от жившего в застенках императора, но сделать это собственными руками она не могла.

Мирович был арестован и обезглавлен в Петербурге как государственный преступник. Существует неподтверждённая версия, согласно которой его якобы спровоцировала Екатерина, чтобы избавиться от бывшего императора.

Место захоронения Ивана VI точно не известно. Как принято считать, «известный арестант» был похоронен в Шлиссельбургской крепости.

Екатерина II
Екатерина II

Правления своего Иван VI не просто не запомнил, он его даже не понял. А вот «отдувался» потом всю жизнь. Став пешкой в политических играх взрослых, мальчик лишился детства, а затем и жизни, так и не успев сделать ничего грандиозного.