Найти в Дзене
phygital

Как купить яхту? Просто: взять и купить. Но есть нюансы

Приобретение первой яхты – поступок мужественный и ответственный. Однако...

Приобретение первой яхты – поступок мужественный и ответственный. Одно дело – любоваться стройными силуэтами яхт издали и совсем другое – выложить за такое удовольствие круглую сумму. Напоминаю, что дешевых яхт не бывает.

Поскольку все имеет начало и конец, то и приобретение яхты происходит на какой-то промежуток времени: на день, на неделю, на одно путешествие или же на всю оставшуюся жизнь (владельца или яхты).

В любом случае определяющими будут вопросы: кто управляет яхтой; кто содержит ее; кто несет ответственность за всевозможные происшествия и т.п. Одно ясно сразу – за все в конечном итоге рассчитываться владельцу, а остальные аспекты имеют самые разные варианты.

Морское право предусматривает различие понятий "владелец" и "пользователь" яхты.

Владельцем может быть кто угодно (частное лицо, группа частных лиц) и даже что угодно (юридическое лицо, оффшорная компания и т.п.). Если владелец сам пользуется своей яхтой, то он может делать это как ему заблагорассудится. То есть выступать в качестве капитана, члена экипажа, пассажира или наблюдателя на берегу. Лица, не являющиеся владельцами, тоже могут пользоваться яхтой, если владелец им доверяет.

Пользователь (user) яхты это в любом случае кто-то один, кто несет персональную ответственность перед законом, владельцем и третьими лицами за все, что можно содеять с помощью яхты. Пользователю необязательно иметь какие-либо документы на управление яхтой. Однако он (пользователь) должен иметь соответствующую доверенность от владельца, иначе яхту не выпустят в море. Как правило, капитан яхты и пользователь – это разные лица, но иногда эти функции совмещаются.

Большинство малых яхт являются частной собственностью любителей яхтинга или ботинга (так называют на Западе любителей водно-моторного спорта). Владелец такой посудины сам себе и капитан, и пользователь. Зачастую он обходится без экипажа, а если нуждается в помощниках – то это либо члены его семьи, либо друзья-товарищи по интересам из числа добровольцев. В этом качестве яхта мало чем отличается от автомобиля. Впрочем, в таком случае стоимость ее приобретения и последующего содержания не слишком отличается от при обретения очередного "железного коня".

-2

Если нам нужна яхта на короткий срок (один день, неделя-две отпуска или для вояжа из одного порта в другой), то проще всего яхту взять в чартер (арендовать) на определенный срок. В мире существуют сотни чартерных компаний, предоставляющих тысячи яхт на любой вкус и кошелек в наиболее привлекательных местах Мирового океана. Впрочем, не так уж сложно найти яхту для чартера в любом другом месте – все зависит от цены. Чартер яхты делает нас ее временным владельцем (на оговоренный срок).

Чартер яхты бывает трех видов: с экипажем в полном составе (crewed), только с капитаном (skippered), совсем без экипажа (bareboat). В случае чартера яхты с экипажем в контракте оговаривается – за чей счет оплачиваются заходы в порты и марины, приобретаются топливо, вода, продукты питания и т.п. Труд экипажа оплачивается постоянным владельцем яхты, но временный владелец имеет право стимулировать экипаж премией (обычно в пределах 10% от стоимости чартера, что также оговаривается в контракте).

Однако существует определенное количество людей, желающих иметь яхту в своей исключительной собственности и пользоваться ею индивидуально. Например, люди, живущие у моря (океана, озера, реки) и отдающие все свободное время любимому занятию – яхтингу. Либо состоятельные люди, для которых уровень расходов на содержание яхты не является определяющим фактором. Либо менеджеры компаний, нуждающиеся в яхте для корпоративных целей. Тогда однозначно возникает вопрос о приобретении яхты в собственность.

Для этого существуют следующие возможности:

  • Приобретение новой серийной яхты, подходящей для ваших целей.
  • Приобретение новой серийной яхты, изготавливаемой верфью с учетом ваших пожеланий по планировке и оформлению интерьеров, мощности двигателей и т.п.
  • Приобретение подержанной яхты из числа предлагаемых на рынке.
  • Постройка новой яхты по особому проекту.

Приобретение новой серийной яхты, подходящей для ваших целей. Это наиболее простой и быстрый вариант приобретения яхты. Стоит посетить какое-либо бот-шоу, и вы убедитесь, что верфи всего мира готовы предложить самые разнообразные варианты на любой вкус.

Бот-шоу обычно проводятся каждый раз в одно и то же время, на одном и том же месте. Большинство из них имеет свою специфику. Например, бот-шоу в Дюссельдорфе – самое значительное бот-шоу в Европе (проводится ежегодно в третьей декаде января). Однако Дюссельдорф – город сухопутный, что ограничивает габариты выставляемых яхт (60–70 футов максимум). Кроме того, яхты демонстрируются в закрытых павильонах, и поэтому часто с подрезанными мачтами, так как высота помещений ограничена. Кроме яхт там можно увидеть бескрайнее море образцов оборудования и снаряжения для всех видов яхтинга, а также дайвинга, серфинга и других развлечений на воде. Широко представлены чартерные компании, марины и прочие виды яхтенного сервиса. Чтобы обойти все павильоны, не особо задерживаясь у стендов, понадобится не менее трех дней. Все же яхты лучше изучать на воде, что и предлагает бот-шоу в Саутгемптоне. Оно проводится ежегодно в середине сентября. На такой выставке вы не только можете подняться на борт любой из представленных яхт, но и принять участие в пробном выходе в море.
-3

Серийные яхты хороши тем, что относительно дешевы, рассчитаны на массового потребителя и предлагаются в пакете с гарантийным и послегарантийным сервисом. Различные яхтенные журналы любят проводить тестирование серийных яхт, и вы можете ознакомиться с мнением специалистов о заинтересовавшей вас продукции практически любой фирмы, стоит только поискать в Интернете соответствующее название. Практически все фирмы предлагают модельный ряд, какой-либо серии яхт, начиная с 25–30 футов и до 60–80 футов длины (с шагом между моделями 3–4 фута). На практике это означает, что в любой из моделей серии реализована какая то концепция определенного яхтенного дизайнера, но с учетом возможностей конкретного объема. Цена растет вместе с длиной, но в геометрической прогрессии. Влиять на цену можно за счет комплектации, но это не относится к уже произведенным образцам, предлагаемым к продаже обычно в базовом варианте. Поэтому следует помнить, что на бот-шоу вам обычно показывают образец яхты в исполнении "супер", а цену называют для базового варианта. Таковы маленькие хитрости яхтенных дилеров.

Поэтому, во избежание недоразумений и разочарований, для покупки серийной яхты лучше прибегать к варианту приобретения новой серийной яхты, изготавливаемой верфью с учетом ваших пожеланий по планировке и оформлению интерьеров, мощности двигателей и т.п. (по индивидуальному проекту). В этом варианте вы заплатите только за то, что вам действительно нужно. Например, вы можете отказаться от системы кондиционирования воздуха, а на сэкономленные деньги установить дополнительные топливные баки. Или же, не меняя цены, получить интерьеры салонов в любимой цветовой гамме.

Если вы имеете достаточный опыт и точно знаете, что хотите, то за те же деньги можете получить серийную яхту в индивидуальном исполнении. Однако следует оговориться, что далеко не все ваши пожелания могут быть учтены. Кроме того, изменения проекта могут сказаться не только на цене, но и на сроках исполнения заказа. Но в любом случае вы можете рассчитывать только на стандартный корпус.

Приобрести новую серийную яхту вы можете у дилера компании производителя (прямая торговля не практикуется). Поэтому обращайтесь за покупкой к дилеру той страны, где намерены держать яхту.

И самое главное.

Как только вы спустите новую серийную яхту на воду, она тут же перестанет считаться таковой. Другими словами, вы теряете за первые сутки эксплуатации не менее 10% стоимости вашего приобретения. С учетом цен на яхты это немалая сумма. И, кроме того, такое резкое падение в цене (приблизительно 5% за каждый год) будет продолжаться еще не сколько первых лет (3–4 года). После 5–7 лет эксплуатации остаточная стоимость яхты (не побывшей в аварии) достигнет 50–60% от первоначальной цены, что во многом зависит от технического состояния. Другими словами, цена яхты со временем понижается независимо от того, пользовались вы ею или нет.

-4

При покупке подержанных яхт используйте услуги яхтенных брокеров. Их много, и среди них достаточно профессионалов высокого класса. Покупателю услуги яхтенного брокера обходятся бесплатно, так как брокеру платит продавец. Кстати, оплата услуг брокера достаточно высока (4–10% в зависимости от размера яхты), но при этом стороны гарантированы в добросовестности и безопасности сделки, что весьма важно с учетом стоимости яхт. Попытки экономить на брокере приводят к печальным результатам. Всяческие предложения прямой сделки между покупателем и продавцом заранее ставят покупателя в невыгодные условия и позволяют недобросовестным продавцам извлекать для себя дополнительную выгоду, а зачастую и просто открывают пути к мошенничеству. Да, мы не оговорились, на яхтенном рынке тоже есть свои "кидалы". В итоге никакой экономии не получается, поскольку приходится обращаться в суд и при бегать к услугам адвокатов. К тому же потерянное время и моральный ущерб будут невосполнимыми. Поговорка "Скупой платит дважды" в данном случае подходит идеально.

Сделка с участием брокера выглядит следующим образом. Покупатель, определившись с предметом покупки, уведомляет брокера о своем намерении. После этого получает взамен письменное подтверждение от брокера и предложение о внесении задатка (на счет брокера, а не продавца – это важное обстоятельство). Сумма задатка составляет около 10% объявленной цены. В случае несостоявшейся сделки задаток непременно возвращается покупателю, за вычетом заказанных им дополнительных услуг (проведение сюрвейерского осмотра, например).

Только после получения задатка брокер снимет приглянувшуюся вам яхту с продажи. Теперь вы можете ее осмотреть и при желании сторон встретиться с ее владельцем. С владельцем яхты можно и не встречаться. Но только с ним вы можете поторговаться, что мы вам настоятельно рекомендуется. Как правило, в запрашиваемой цене заложено процентов 5–10 на уступку реальному покупателю.

Процедура перехода собственности для яхт длится около двух месяцев (быстрее не получается). Это связано с необходимостью выполнения всех бюрократических формальностей, а их немало. Существуют фирмы, единственным видом услуг которых является регистрация яхт. Не следует форсировать этот процесс, это не в ваших интересах. Продавцу предстоит доказать властям страны, где зарегистрирована яхта, что она не находится в залоге, не является предметом претензий третьих лиц и т.п. Только после этого соответствующее морское ведомство страны регистрации выведет эту яхту из реестра, а таможенная служба и министерство экономики раз решат экспорт предмета продажи.

Столько новых хлопот и забот, да еще в чужом государстве и на каком-нибудь незнакомом языке (документы оформляются на государственном языке страны прежней, а затем будущей регистрации), самостоятельно осилить будет практически невозможно. Но это и ни к чему. Для этого существуют судовые агенты. Впрочем, судовые агенты в дальнейшем будут сопровождать ваши плавания всегда. Ни один человек не способен изучить и грамотно применять законы всех стран, которые приходится посещать, и тем более языки всех этих стран. Хороший английский не спасает, а только дает возможность втолковать своему судовому агенту, что вы от него хоти те. Судовых агентов в любой стране предостаточно, но вот беда – хороших мало. Поэтому без жалостно меняйте их до тех пор, пока не найдете подходящего. Вот за него надо держаться, как за спасательный круг. Грамотный и порядочный судовой агент заменит вам палочку-выручалочку в большинстве случаев, а в тяжелой ситуации может даже спасти от тюрьмы, поскольку общеизвестно, что "незнание закона не освобождает от ответственности".

-5

До начала каких-либо передвижений яхты вам предстоит ее зарегистрировать под флагом какой-либо морской державы (это отдельная песня) и получить страховой полис на покрытие ущерба, причиненного третьим лицам. Это еще одно обязательное условие. Заодно неплохо будет застраховать свою собственность и для обеспечения собственных интересов. Для сведения: страховой полис яхты на все случаи жизни в приличной страховой компании ежегодно обходится в пределах 1,0 – 1,25% от суммы покрытия. Идею застраховать яхту подороже, а утопить побыстрее и поглубже сразу похороните, так как она нежизнеспособна.

Но ни продавец, ни брокер, ни сюрвейер, ни ваш агент не поможет вам определиться, какая же яхта вам нужна. Напротив, найдется множество людей, пытающихся всяческими способами навязать вам какой-то залежалый товар или сбыть пусть и качественную яхту, но не пригодную для ваших целей. Что поделаешь – люди есть люди. В некоторых странах существует профессия яхтенный консультант. Это эксперт, который сможет изучить ваши запросы и посоветовать пути их удовлетворения за разумную цену.

Станете вы покупать яхту, брать ее в чартер или строить, но когда-то придет конец всем этим хлопотам и заботам. Казалось бы, можно облегченно вздохнуть, но… Хочу вас огорчить: настоящие хлопоты и заботы только начинаются. Любая яхта требует повседневного ухода и присмотра. Об этом вам расскажу в следующий раз.